Что значит р65 рельсы. Рельса Р65 - размеры: ширина головки и подошвы, высота с подкладкой и шпалой, длина, характеристики

Рассмотрим один из наиболее часто используемых конструктивных элементов российской железнодорожной сети. В фокусе внимания – характеристики: площадь сечения, длина, высота и ширина головки рамного рельса Р65 и другие размеры и параметры. В тексте мы проанализируем прокат, который принимает прямое давление колес при движении ЖД состава, перерабатывает эти нагрузки и передает их на шпалы, то есть на опору. Подробный подход – для того, чтобы понять, почему именно эта модель настолько востребована при создании путей (в частности, при прокладке бесстыкового и звеньевого полотна широкой колеи). Отдельно отметим, что нормативными документами, определяющими марку стали, особенности исполнения и все другие показатели, являются сразу несколько ГОСТов: 8161-75, 51685-2000, 51685-2013.

Назначение, описание, размеры и вес рельсов Р65

Эти конструкции выполняют несколько задач:

  • определяют направление езды пассажирского и грузового транспорта по железной дороге;
  • принимают и передают нагрузки, тем самым продлевая срок эксплуатации как самого пути, так и подвижных частей перемещающегося по нему состава;
  • создают площадку для колес, которые соприкасаются с рабочей поверхностью только 30-50 мм своей площади, что позволяет развивать высокую скорость.

Функционально это верхние элементы ЖД-полотна, уложенные на шпалы, скрепленные между собой. Из них формируют широкие колеи как звеньевые, так и бесстыковые, с грузонапряженностью 25-75 млн т. км/км в год. Обладают достаточно подробной классификацией: по виду, категориям качества, способу выплавки, наличию отверстий под болты и так далее. Особенной популярностью пользуется тип Т1, то есть термоупрочненный, предназначенный для создания плетей путей протяженностью в 100-800 км. Маркировка у него говорит о весе погонного метра, который равняется ГОСТ 8161-75 – 64,72 (64,88) кг. Также востребованы модели с меткой К (из конверторной стали), предназначенные для наружных нитей криволинейных участков.


Металлопрокат производится как из НЛЗ (то есть непрерывно-литых заготовок), так и из слитков. После выпуска могут проходить как контролируемое охлаждение, так и изотермическую выдержку. К готовым изделиям вышеперечисленные ГОСТы предъявляют целый ряд требований – по прогибу, скручиванию, отклонению (подробнее – в разделе «Общие параметры»).

Элементы

Конструкция условно состоит из трех частей:

  • Головка – должна быть такой формы, чтобы обеспечивать надежную опору для колеса ЖД-транспорта.
  • Шейка – принимает напряжение, сопротивляется ему, передает его шпалам.
  • Подошва – состоит из левого и правого перьев, равномерно распределяет нагрузки по поверхности опорного бруса.

Отдельно следует выделить пазухи, расположенные с обеих сторон от шейки и идущие от низа головки до середины подошвы. Благодаря расположенным в них клиновидным накладкам соединяют отдельные двутавровые направляющие (внимание, на определенных участках пути, а не по всей протяженности).

Размеры и характеристики рельса типа Р65

Форма этого изделия металлопроката тщательно выверена, вплоть до каждого уклона, радиуса закругления, площадки. Все поверхности подбирались как с помощью расчетов, так и опытным путем для оптимального сцепления с колесами ЖД-транспорта. А также с учетом того, насколько серьезным нагрузкам подвергаются эти элементы. Ведь их конструкция просто обязана стойко сопротивляться деформации в течение десятилетий.

Предлагаем всесторонне проанализировать, какая линия профиля двутавра за что отвечает и почему она должна быть именно такой. Д х Ш х В рассмотрим в разделе «Общие параметры», а здесь – характеристики:

  • R500 – радиус головки, отвечающий за центрирование напряжений, то есть за совпадение продольных осей нашей опорной конструкции и движущей части железнодорожного транспорта;
  • уклон 1:20 – подобран в такой пропорции для оптимального соответствия с колесными гребнями;
  • R80, R15, R370 – переходные радиусы, нужные для максимально плотного контакта с движущейся частью транспорта и верхней части (соответственно), а также для устранения участков опасных нагрузок;
  • уклоны 1:4 – сделаны с таким соотношением для правильного монтажа клинообразных накладок (также играющих роль распорок);
  • R3 – радиус скругления, чтобы головка не была слишком острой и не концентрировала лишнее напряжение;
  • R400 – переходный, нужен, чтобы подошва принимала нагрузку плавно.

Перед тем как приводить длину, ширину, высоту, отметим, что эти двутавры делаются из прочного металла. Он заслуживает отдельного рассмотрения.

Рельсовая сталь

Из нее выпускают все подвиды двутавровых профилей серии (в том числе РК65, Р50 и Р75). Почему? Потому что она обладает впечатляющей износостойкостью, твердостью, сопротивлением на изгиб. Эти свойства обусловлены составом: марка М76ВТ содержит 0,82% углерода, а также большое количество легирующих примесей (кремний, цирконий, титан, ванадий, марганец).


Рассматриваемые нами изделия металлопроката либо сразу выплавляются в мартеновских печах (первая группа), либо отливаются из заготовок (вторая). Но они в любом случае проходят несколько последовательных видов термической обработки. Последняя влияет не только на прочностные свойства, но и на стоимость. О том, какая сталь применяется, читайте в .

Общие параметры рельса Р 65

К их производству применяются следующие требования:

  • внутри материала не должно быть расслоений (усадок, рыхлости), пятнистой ликвации, трещин, корочек (как светлых, так и темных), инородных включений шлака или металла;
  • недопустимы дефекты, превышающие согласованные с МПС РФ нормы и выявляемые посредством ультразвуковой проверки;
  • поверхность изделия – строго без вмятин, царапин, раковин от окалины, трещин, раскатанных загрязнений, закатов, подрезов, рябизны, скворечников;
  • стрела прогиба (как по вертикали, так и по горизонтали) при равномерной кривизне обязана не превышать 1/2200 или 1/2500 Т1, Т2, Н или B-категории соответственно;
  • торцы – без расслоений, рванин, сколов, заусенцев, наплывов; с торцов допустимо снимать фаски шириной до 3 или до 5 мм, а на термоупрочненном металлопрокате с болтовыми отверстиями это даже нужно делать;
  • отклонение от прямолинейности, при проверке по хорде, по вертикали (плоскость катания головки) и по горизонтали (по боковой грани) не должно превышать 0,3-0,5 или 0,6-0,8 мм;
  • болтовое отверстие – строго без задиров, рванин, следов усадки (трещины, расслоения) или сверления;
  • величина скручивания – не более 1/10000 или 1/25000 от общей длины и соотносится с площадью сечения рельсы Р65 категории T1, T2, H или B соответственно.

Некоторые производители модифицируют продукцию по индивидуальному заказу клиента. Убирают отверстия в шейке или закаливают поверхности катания с одного или обоих концов, меняют диаметр и расположение болтовых отверстий и тому подобное. Такие улучшения влияют на конечную цену продукции. Поэтому если изделие, представленное к продаже в каталоге компании «ПромПутьСнабжение», обладает какими-то из перечисленных особенностей, потенциальный покупатель узнает об этом в обязательном порядке.


Теперь переходим к таблице общих характеристик:

Параметр

ширина подошвы Р65

полная высота

площадь поперечного сечения Р 65

масса 1 штуки

масса 1 погонного метра

момент инерции по осям

расстояние от центра тяжести

нейтральная ось

Показатель

150 мм

180 мм

82,65-82,79 см2

0,811 т

64,72-64,88 кг

по горизонтали:

3540-3573 см4

по вертикали:

564-572 см4

до верха:

98,3-98,7 мм

до низа:

81,3-81,7 мм

18 мм

Это именно общие показатели, а есть еще и дополнительные, но тоже важные, например, параметр высоты головки, входящий в полную и равный 45 мм, или ширина, составляющая 75 мм. Есть и более специфические данные вроде распределения металла по объему или числа сварных стыков. Не будем Вас ими утомлять – главное, что все они представлены в техническом паспорте к изделиям и могут быть отдельно запрошены при заказе.

При покупке в «ПромПутьСнабжение», можно не только обсудить сроки поставки, но и уточнить каждый интересующий вас дополнительный показатель, вплоть до плотности мартеновской, конвертерной или электростали, использованной при производстве. Менеджеры компании будут рады проконсультировать и облегчить ваш выбор.

Стандартная длина рельсы Р65

А вот этот показатель настолько важен, что мы решили не включать его в таблицу, а рассмотреть отдельно. Здесь есть два варианта исполнения:

  • 12,5 м, с допустимыми внутренними линиями кривых в 12,42 и 12,46 м, а для бесстыкового железнодорожного полотна – в 12,36 м;
  • 25 м, с возможными нитями в 24,84 и 24,92 м.

Некоторые особенности производства

Концы готового к продаже металлопроката должны быть отфрезерованы под углом в 90 градусов к плоскости оси. Причем с допуском не более 1 мм.

При этом есть двутавры различных серий с идентичными показателями. Например, болтовые отверстия и ширина головки и подошвы в описании рельса Р 65 и Р 75 полностью одинаковы, что позволяет без проблем стыковать их между собой при укладке пути железной дороги. Моменты инерции и сопротивления нагрузкам также совпадают, что дает возможность длительно эксплуатировать ЖД-полотно, не боясь, что один его опорный элемент выйдет из строя гораздо раньше другого. Проектирование также существенно упрощается – можно создавать транспортные линии большой протяженности, подключать и реконструировать даже старые узлы и развязки.

Описание

Это наиболее популярный, известный и часто заказываемый сегодня вид рассматриваемых нами двутавровых направляющих. «Т1» в маркировке значит, что они термоупрочненные (то есть прошли обработку экстремальными температурами), а значит усиленной прочности и способны стабильно выдерживать максимально серьезные нагрузки. Цифра «65» – примерная масса 1 погонного метра такого изделия (выше в таблице мы указали, что точный вес – 64,72 кг).


Легкая стыковка и беспроблемное совмещение предусмотрены. Потому что размерные характеристики серии полностью совпадают с «классическими». Так, например, высота и ширина верхней части Т1 равны 45 и 75 мм соответственно. Радиусы и уклоны также идентичны тем, что были представлены на схемах.

Поэтому термоупрочненную продукцию можно монтировать на железнодорожных линиях не только специального, но и общего назначения, в том числе и на подъездных, и на главных путях. Укладывать их тем удобнее, что предлагаются они в двух вариантах исполнения – по 12,5 и по 25 м. Правильный выбор позволяет сэкономить значительную сумму при строительстве протяженной ЖД-трассы. На складе компании «ПромПутьСнабжение» в наличии оба вида – обращайтесь и заказывайте в нужном объеме.

Сверление рамного рельса Р-65 Т1

Осуществляется специальными сверлами повышенной твердости шейки (по Бриннелю – 388 HB, по Роквеллу – до 41 HRC). Эти инструменты также отлично подходят для обработки металлопроката категории Р-50.

Область применения серии Т1

Помимо уже перечисленных сфер, термоупрочненные двутавровые профили востребованы при монтаже плетей так называемых «бархатных» линий. Их основное преимущество в том, что их можно сваривать между собой как сразу на производстве, так и в «полевых условиях», с помощью машин ПРСМ. Получается, что с ними не нужны крепежные элементы, что удешевляет укладку железной дороги, и нагрузка на основание за счет отсутствия стыков будет уменьшена.

Еще одна сфера применения продукции, прошедшей температурную обработку, – ремонт и реконструкция ЖД-полотна. Высота рельсы Р65-Т1 с железнодорожной подкладкой и шпалой идентична «классической» и равняется 180 мм, поэтому ею можно без проблем заменить даже самую старую конструкцию, уже износившуюся или получившую значительные физические повреждения.

______________________

Компания «ПромПутьСнабжение» оказывает услуги по продаже железнодорожных рельсов по всей России. Реализует шпалы, железнодорожный крепеж, инструмент путевой, оказывает услуги по сверлению, фрезеровке, резке, сварке, ремонту ж/д путей, изготавливает ж/д изделия. На других страницах нашего сайта вы также можете узнать интересующие вас размеры других образцов.


О том, сколько весит «Шестьдесят пятая» у нас тоже есть . Также читайте на нашем сайте о и .

Основу железнодорожной сети России составляют рельсы Р 65 - линейные конструкции двутаврового поперечного сечения, которые служат для восприятия нагрузок от подвижного состава, их упругой «переработки» и последующей передачи на опору - шпалы. Характеристики этих «стальных балок» регламентированы ГОСТом Р 8161-75. Он устанавливает конструкцию и размеры закаленных и незакаленных рельс и рельсовых плетей типа Р65.

Рельсы Р 65

Любые рельсы предназначены для решения нескольких задач. Во-первых, они воспринимают и передают поездную нагрузку. Это необходимо для сохранения долговечности как земляного полотна, так и колес. Во-вторых, они задают направление движения подвижного состава. И, наконец, они создают площадку с наименьшим сопротивлением для качения колес. Поверхность соприкосновения рабочих элементов составляет несколько сантиметров (3-5 в зависимости от класса пути).

Область применения представленных линейных конструкций довольна обширна. Так, рельсы Р 65, равно как и Р50, Р75, используются для укладки звеньевого и бесстыкового пути широкой колеи. Они также используются при создании стрелочных переводов. В последнем случае используются линейные изделия с видоизмененным профилем (РК65).

Элементы рельса

Рельсы Р65, как и любые другие типы, нельзя назвать обычной двутавровой балкой.

Специалисты выделяют в его конструкции несколько условных частей:

  1. Головка - ее форма обеспечивает надежное сцепление колеса подвижного состава с самим рельсом.
  2. Шейка - сопротивляется изгибающим нагрузкам, а также передает их на опору
  3. Подошва - обеспечивает устойчивость всей линейной конструкции, распределяет напряжения по всей поверхности шпалы. Она состоит из правого и левого пера.

Кроме того, в пределах рельса выделяют две области, расположенные по левую и правую сторону от шейки и занимающие пространство от нижнего края головки до средней части подошвы. Это так называемые левая и правая пазухи. В них располагаются клиновидные накладки, которые скрепляют рельсы Р 65 между собой на некоторых участках пути.

Размеры рельса Р65

Мало кто задумывался, почему рельс Р 65 имеет именно такую форму. Между тем каждый радиус закругления, ровная площадка и уклоны специально подбирались опытным путем или расчетами, чтобы создать оптимальные условия для взаимодействия с подвижным составом.

Большинству из нас известно, что имеет рельс Р 65 вес, равный 65 кг, что на самом деле является неверным. Точная масса погонного метра составляет 64,72 кг. Другие же параметры имеют следующее значение:

  • радиус головки (R500) обеспечивает центрирование нагрузки, то есть заставляет совпасть продольную ось колеса с осью рельса;
  • R80 создает плавный переход к R15, который создает плотный контакт с гребнем колеса;
  • уклон головки 1:20 соответствует уклону гребня колеса, что необходимо для сопряжения с гребнем колеса;
  • радиусом R3 скругляют острый край головки, что делается для ликвидации концентраторов напряжений;
  • переходные радиусы R15 и R370 введены для того, чтобы обеспечить плавное сопряжение головки с шейкой и ликвидировать области с опасными напряжениями;
  • переходный радиус R400 у основания шейки необходим для плавной передачи нагрузки на подошву;
  • уклоны верхней грани подошвы и нижней части головки одинаковы (1:4), что необходимо для установки клинообразных накладок, которые одновременно выступают и как распор.

Ежедневно колоссальным нагрузкам подвергается рельс Р 65. Вес его в промышленности России нельзя недооценить. Но если бы не особая конструкция, он бы не смог справиться со своей задачей, быстро бы деформировался и нуждался в замене.

Рельсовая сталь

Все рельсы железнодорожные (Р 65, РК65, Р75, Р50) изготавливают исключительно из рельсовой стали. Она отличается высокой прочностью на изгиб, твердостью и износостойкостью, что достигается высоким содержанием углерода (0,82 %) и добавлением легирующих добавок - марганца, ванадия, циркония, кремния, титана.

М76ВТ - основная марка стали, применяемая при производстве рельсовых плетей. В зависимости от способа получения она может быть первой (выплавляемые исключительно в мартеновских печах) или второй группы. Отлитая или прокатанная «болванка» проходит сложный многоступенчатый этап термической обработки. Во многом именно поэтому на рельс Р 65 цена находится на столь высоком уровне - от 50 тыс. рублей за тонну.

Рельсы железнодорожные узкой колеи Р18, Р24, Р33, Р38, Р43.

Рельсы Р18, Р24 монтируются на подземных путях шахт и железных узкоколейных дорогах. По механическим свойствам и сортаменту соответствуют ГОСТ 5876-82, 6368-82. Рельсы Р24, Р18 производятся по ГОСТ 5876-82 из стали марок Н50, Т60, ПТ70. Прямолинейны: на любом участке местные искривления на 1 м не должны превышать трех миллиметров, концевые искривления двух миллиметров. Оба конца обрезаны под прямым углом к продольной оси. Перекос торца не превышает двух миллиметров в любом направлении.

Рельсы Р-43 соответствуют ГОСТ Р 51685-2000 и предназначены для безстыкового и звеньевого пути ширококолейных железных дорог, а также для изготовления стрелочных переводов. Производятся из стали электропечного производства (непрерывно литая заготовка: Э76, Э76Ф, Э76ХСФ) и мартеновского производства (разливка в слитки: М76, М76Ф). Прямолинейны: при равномерной кривизне стрела прогиба рельсов должна быть не более 1/2200 длины как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Таким образом, отклонение от прямолинейности конца рельса в горизонтальной и вертикальной плоскости при базовой длине в полтора метра не должно превышать 0,7 мм.

Масса 1 м, кг

ГОСТ 6368-82

ГОСТ 6368-82

ГОСТ 6368-82

ДСТУ 3799-98

ТУ 14-2Р-383-2004

ГОСТ 7173-54

ГОСТ 7173-54

Рельсы железнодорожные Р50, Р65, Р65К, Р75.

Рельсы Р65, Р50 также предназначены для безстыкового и звеньевого пути ширококолейных железных дорог и для изготовления стрелочных переводов. Р 50 и Р 65 соответствуют требованиям по ГОСТ Р 51685-2000. Рельсы Р 50 предназначены для ж/д с грузонапряженностью 10-25 млн.т /км в год. Рельсы Р-65 предназначены для ж/д с грузонапряженностью 25-75 млн.т /км в год.

Масса 1 м, кг

ГОСТ Р51685-2000

ГОСТ Р51685-2000

ГОСТ Р51685-2000

ГОСТ Р51685-2000

Рельсы крановые КР70, КР80, КР100, КР120, КР140.

Рельсы КР-70, 80, 100, 120, 140 предназначены для подъемных кранов и подкрановых путей. Производятся из высокоуглеродистой стали. Имеют скругленную головку, более широкую опорную плоскость и стенку повышенной толщины, благодаря чему достигается равномерная передача давления колесной пары на верхний пояс подкрановых балок.
Крановые рельсы укладывают по типу ж/д путей и крепят к подкрановым балкам. Подвижный способ крепления считается рекомендуемым. Этот способ крепления позволяет проводить выравнивание (рихтовку) пути, также сравнительно просто и удобно можно заменить изношенные рельсы.

Рельсы КР 120, 100, 80, 70 выпускают мерной длины: 9-12 м с шагом в 0,5 м; немерной длины – 4-12 м.
Масса одного метра рельса:
КР-70 – 47 кг 470 г;
КР-80 – 64 кг 240 г;
КР-100 – 89 кг 50 г;
КР-120 – 118 кг 290 г;
КР-140 – 146 кг 980 г.
Технические характеристики и требования к качеству регламентируются ГОСТ 4121-96. Трещины, прокатные плены, закаты, раскатанные загрязнения и рванины на поверхности не допускаются. Возможно удаление дефектов зачисткой или пологой вырубкой в том случае, если глубина вырубки не превышает:
- рельсы КР 80 и КР70 – 1,5 мм;
- рельсы КР 100, КР 120 и КР 140 – 2 мм.
Так как в процессе эксплуатации крановые рельсы подвержены высоким нагрузкам, скорость износа сравнительно высока, несмотря на материал производства – высоколегированную сталь. При этом износ идет как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Эксплуатация допускается, если износ не превышает 15% от номинального значения.

Масса 1 м, кг

ГОСТ 4121-96

ГОСТ 4121-96

ТУ 14-2Р-393-2005

ГОСТ 4121-96

ТУ 14-2Р-393-2005

ГОСТ 4121-96

ТУ 14-2Р-393-2005

ГОСТ 4121-96


Рельсы железнодорожные РП50, РП65, РП75 .

Предназначены для укладки на железнодорожных путях широкой колеи и стрелочных переводов промышленных предприятий.

Рельсы промышленные подразделяют

по типам: РП50, РП65, Рп75;

по упрочнению: термоупроченные (Т), нетермоупроченные (Н);

по наличию болтовых отверстий: с болтовыми отверстиями на обоих концах, без болтовых отверстий;

по длине: мерная-12,5 и 25 м, с предельными отклонениями +/- 30 мм, немерная – от 6 до 25 м. Рельсы для сварки изготавливают длиной не менее 3 м.

Масса 1 м, кг

ГОСТ Р51045-97

ГОСТ Р51045-97

ГОСТ Р51045-97


Рельсы рамные Р65 .

Предназначены для изготовления соединений и пересечений железнодорожного пути.

По сортаменту, химическим и механическим свойствам рельсы отвечают требованиям ГОСТ 24182-80. Рельсы изготавливаются с болтовыми отверстиями и без них длиной 12,5м

Масса 1 м рельса – 64,14 кг.

Рельсы контррельсовые РК50, РК65, РК75 .

Применяются в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути.

Рельсы изготавливаются из стали М68 по ГОСТам 18232-83, 9797-85, 9798-85,26110-84.

Масса 1 м, кг


Рельсы остряковые ОР43, ОР50, ОР65, ОР75 .

Применяются в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути. ОР43 применяются для изготовления стрелочных переводов ж/д путей промышленных предприятий и круговых рельсов опорно-поворотных устройств экскаваторов.

Масса 1 м, кг

Рельсы трамвайные желобчатые Т58, Т62 .

Предназначены для укладки на трамвайных железных дорогах.

Рельсы изготавливаются с двумя болтовыми отверстиями и без них, длиной 12,5 м, предельные отклонения по длине +\- 10мм.

Масса 1 м, кг

ТУ 14-2Р-320-96

ТУ 14-2Р-320-96

Рельсы усовиковые УР65 .

Предназначены для изготовления железнодорожных крестовин с непрерывной поверхностью катания.

По сортаменту, химическим и механическим свойствам рельсы отвечают требованиям ТУ 32ЦП-804-94.

Длина рельса 12,5 м, Предельные отклонения по длине не превышают +/- 25 мм.

Болт стыковой

Болт клеммный с гайкой

Гайка стыковая

Болт стыковой в комплекте с гайкой и шайбой (БГШ)

Болт закладной в сборе

Шайба стыковая

Противоугон

ТУ 32 ЦП 811-95

ТУ 32 ЦП 811-95

ГОСТ 14959-79

Шайба 2-х витковая

Шуруп путевой

Шуруп 24х170

Подкладка костыльного скрепления

Тип материала

ГОСТ или ТУ

Вес 1 шт. по теории, кг.

Кол-во в 1 т, штук

ГОСТ 8194-75

ГОСТ 12135-75

СД 50 (стр.пер.)

ГОСТ 12135-75

ГОСТ 7056-77

ГОСТ 8142-89

ГОСТ 8142-89

ГОСТ 8142-89

ГОСТ 8194-75

ТУ 1132-027-1124328-96

ГОСТ 8142-89

ТУ 14-2Р-393-2005

СД 65 (стр.пер.)

ГОСТ 8194-75

Подкладка раздельного скрепления

ГОСТ 16277-93

ТУ 32 ЦП 820-97

СК 65 (стр.пер.)

ГОСТ 16277-93

ГОСТ 16277-93

ГОСТ 16277-93

Накладки

1Р-65 (6 отв.)

ГОСТ 8193-73

2Р-65 (4отв.)

ГОСТ 8193-73

ГОСТ 19128-73

ГОСТ 8193-73

ТУУДП 14-2-1214-98

ГОСТ 8141-56

ГОСТ 8141-56

КР-70 , КР-80

Крепеж крановых рельс к стальным подкрановым балкам

РЕЛЬСЫ

При сплошной замене рельсов на основных направлениях железных дорог в путь укладывают в зависимости от грузонапряженности новые рельсы двух типов: Р75 (ГОСТ 16210-77) и Р65 (ГОСТ 8161-75) (табл. 7). На путях промышленных предприятий находят применение рельсы типов Р50 (ГОСТ 7174-75) и Р43 (ГОСТ 7173-54). В железнодорожных путях имеются рельсы таких же типов, но более ранних лет укладки (табл. 8). Рельсы, вторично используемые в путях, называются старогоднымы.

Таблица 7. Основные показатели рельсов

Показатель Р75 по ГОСТ 16210-77 Р65 по ГОСТ 8161-75 Р50 по ГОСТ 7174-75 Р43 по ГОСТ 7173-54
Номер чертежа в альбоме 24 25 26 27
Масса 1 м рельса, кг 74,41 64,72 51,67 44,65
Масса одного рельса длиной 25 м, кг 1860 1618 1292 1116
Высота рельса, мм в том числе: 192,0 180,0 152,0 140,0
высота головки 55,3 45,0 42,0 42,0
" шейки 104,4 105,0 83,0 71,0
" подошвы 32,3 30,0 27,0 27,0
Ширина головки рельса, мм:
вверху 72,0 73,0 70,2 70,0
внизу 75,0 75,0 72,0 70,0
Ширина подошвы, мм 150 150 132 114
20 18 16 14,5
95,04 82,65 65,99 57,0
Распределение площади по профилю, %:
головки 37,4 34,1 38,1 42,8
шейки 26,5 28,5 24,5 21,3
подошвы 36,1 37,4 37,4 35,9
Расстояние от центра тяжести, мм:
до низа подошвы 88,2 81,3 70,5 68,5
до верха головки 103,8 98,7 81,5 71,5
горизонтальной 4489 3540 2011 1489
вертикальной 665 564 375 260
Момент сопротивления, см 3:
по низу подошвы 509 435 285 217
по верху головки 432 358 247 208
по боковой грани подошвы 89 75 55 45

Черт. 24. Рельс типа Р75 по ГОСТ 16210-77 (Рельсы поставляются с 1978 г.)

Черт. 25. Рельс типа Р65 по ГОСТ 8161-75 (Рельсы поставляются с 1976 г.)

Черт. 26. Рельс типа Р50 по ГОСТ 7174-75 (Рельсы поставляются с 1976 г.)

Черт. 27. Рельс типа Р43 по ГОСТ 7173-54 (Рельсы поставляются с 1955 г.)

Таблица 8. Некоторые показатели рельсов, снятых с производства, но используемых в пути

Показатель Р75 Р65 Р50 Р43 I-a P38 (II-а) P33 (III-а)
ГОСТ 16210-70 проект 751/ЦП ГОСТ 8161-63 ГОСТ 8161-56 проект 1950 г. ГОСТ 7174-65 ГОСТ 7174-54 ГОСТ 3542-47 ГОСТ 3542-47 ОСТ 119 ГОСТ 3542-47 ГОСТ 6726-53
Номер чертежа в альбоме 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39
Масса 1 м рельса, кг 74,4 75,1 64,64 64,93 64,90 51,63 51,51 50,50 43,61 43,57 38,42 33,48
Высота рельса, мм, в том числе: 192 192 180 180 180 152 152 152 140 140 135 128
высота головки 55,3 48,5 45 45 45 42 42 42 42 44 40 37
" шейки 104,4 110 105 105 105 83 83 83 71 71 71 68
" подошвы 32,3 33,5 30 30 30 27 27 27 27 25 24 23
Ширина головки рельса, мм:
- вверху 71,8 72,8 72,8 72,8 76 70 70 70 70 70 68 60
- внизу 75,0 75,0 75,0 75,0 76 71,9 70 70 70 70 68 60
Ширина подошвы, мм 150 160 150 150 150 132 132 132 114 125 114 110
Толщина шейки в средней части, мм 20 20 18 18 17 16 15,5 14,5 13,5 14 13 12
Площадь поперечного сечения, см 2 95,1 95,8 82,6 82,9 82,9 65,9 65,8 64,5 55,7 55,6 49,1 42,8
Распределение металла по профилю, %:
- головка 37,4 32,3 34,2 34,5 35,5 38,2 38,3 39,5 43,0 45,9 45,4 43,0
- шейка 26,5 28,5 28,4 28,3 27,1 24,4 23,8 22,2 20,5 19,3 19,8 19,9
- подошва 36,1 39,2 37,4 37,2 37,4 37,4 37,5 38,3 36,5 34,8 34,8 37,1
Момент инерции относительно осей, см 4:
- горизонтальной 4490 4597 3548 3573 3588 2018 2037 2016 1472 1476 1223 968
- вертикальной 661 771 569 572 576 375 377 - 257 284 209 167
Момент сопротивления, см 3
- по низу подошвы 509 547 436 437 432 286 287 285 214 212 180 156
- по верху головки 432 426 359 363 370 248 251 248 206 210 182 147

Черт. 28. Рельс типа Р75 по ГОСТ 16210-70

(Рельсы поставлялись в период 1966 - 1977 гг.)

Черт. 29. Рельс типа Р75 по проекту 751/ЦП

(Рельсы поставлялись в период 1958 - 1966 гг.)

Черт. 30. Рельс типа Р65 по ГОСТ 8161-63

(Рельсы поставлялись в период 1964 - 1975 гг.)

Черт. 31. Рельс типа Р65 по ГОСТ 8161-56

(Рельсы поставлялись в период 1956 - 1963 гг., отверстия могли быть овальными 38´30 мм)

Черт. 32. Рельс типа Р65 по проекту 1950 г.

(Рельсы поставлялись в период 1953 - 1955 гг.)

Черт. 33. Рельс типа Р50 по ГОСТ 7174-65

(Рельсы поставлялись в период 1965 - 1975 гг.)

Черт. 34. Рельс типа Р50 по ГОСТ 7174-54

(Рельсы поставлялись в период 1955 - 1966 гг.)

Черт. 35. Рельс типа Р50 по ГОСТ 3542-47

(Рельсы поставлялись в период 1948 - 1954 гг.)

Черт. 36. Рельс типа Р43 по ГОСТ 3542-47

(Рельсы поставлялись в период 1946 - 1954 гг.)

Черт. 37. Рельс типа 1-а по ОСТ 119

(Рельсы поставлялись до 1946 г.)

Черт. 38. Рельс типа Р38 (II-a) по ГОСТ 3542-47

Черт. 39. Рельс типа Р33 (III-a) ГОСТ 6726-53

(Рельсы поставлялись до 1932 г.)

Основные требования к рельсам типов Р75, Р65 и Р50 из мартеновской стали по ГОСТ 24182-80 (введен с 1 июля 1981 г. взамен ГОСТ 8160-63 и ГОСТ 6944-63)

1. Стандарт распространяется на незакаленные по всей длине рельсы типов Р75, Р65 и Р50, изготовленные из мартеновской стали и предназначенные для укладки на железных дорогах широкой колеи.

2. Конструкция и размеры рельсов соответствуют ГОСТ 7174-75, ГОСТ 8161-75 и ГОСТ 16210-77.

3. Изготавливают рельсы двух групп.

4. Рельсы I группы изготавливают из спокойной мартеновской стали, раскисленной в ковше комплексными раскислителями без применения алюминия или других раскислителей, образующих в стали вредные строчечные неметаллические включения.

5. Рельсы II группы изготавливают из спокойной мартеновской стали, раскисленной алюминием или марганец-алюминиевым сплавом.

6. Химический состав стали должен соответствовать нормам, указанным в табл. 9.

7. Механические свойства стали для рельсов I и II групп при испытаниях на расстояние должны соответствовать нормам, указанным в табл. 10.

8. Технология изготовления рельсов должна гарантировать отсутствие в них флокенов, а также местных неметаллических включений (глинозема, карбидов и нитридов титана или глинозема сцементированного силикатами), вытянутых вдоль направления прокатки в виде дорожек - строчек длиной более 2 мм для рельсов группы I и длиной более 8мм для рельсов группы II.

9. Поверхность головки рельса на его концах должна быть подвергнута закалке с прокатного нагрева или с индукционного нагрева токами высокой частоты.

Таблица 9. Химический состав рельсовой стали

Группа рельсов Тип рельсов Марка стали Массовая доля, %
Углерод Марганец Кремний Фосфор Сера
I Р75 М76В 0,71 - 0,82 0,25 - 0,45
Р65 М76Т
М76ВТ
М76Ц
Р50 М74Т
М74Ц 0,69 - 0,80 0,75 - 1,05 0,18 - 0,40 Не более 0,035 Не более 0,045
II Р75 М76 0,71 - 0,82
Р65
Р50 М74 0,69 - 0,80

Примечания. 1. В обозначении марки стали буква "М" указывает способ выплавки стали (мартеновский), цифры - среднее содержание углерода в сотых долях процента.

2. Рельсы, изготовленные из стали марки М76В, относить к рельсам с ванадием; из сталей марок М76Т, М74Т и М76ВТ - к рельсам с титаном; из сталей марок М76Ц и М74Ц - к рельсам с цирконием.

3. Массовая доля ванадия в рельсовой стали в зависимости от марки колеблется от 0,01 до 0,07 %, титана - от 0,005 до 0,025 %, циркония - от 0,001 до 0,050 %.

4. Допускается производство рельсов типа Р50 групп I и II из кислородно-конверторной стали. При этом в обозначении марки стали буква "М" заменяется буквой "К".

Таблица 10. Механические свойства рельсовой стали

Рельсы, предназначенные для сварки или других специальных целей, по требованию потребителя допускается изготовлять длиной не менее 6,0 м без закалки одного или обоих концов.

10. Рельсы после полного остывания могут быть подвергнуты холодной правке на роликоправильных машинах и штемпельных прессах.

11. После холодной правки не допускаются:

повторная холодная правка рельсов на роликоправильных машинах в одной и той же плоскости;

холодная штемпельная правка концов рельсов, если кривизна концов находится в пределах расположения болтовых отверстий;

падение рельсов с высоты более 1,0 м;

волнистость и скручивание рельсов. Рельс считается скрученным, если при замере его на контрольном стеллаже он имеет по концам зазоры между краем подошвы и стеллажем (по диагонали) более 1/10000 своей длины.

12. Концы рельсов должны быть отфрезерованы перпендикулярно продольной оси рельса. Перекос торцов не должен быть более 1,0 мм при измерении в любом направлении. Обрубать и ломать дефектные концы рельсов не допускается.

Болтовые отверстия на концах рельсов должны быть просверлены перпендикулярно к вертикальной продольной плоскости рельса. Поверхности болтовых отверстий и торцов рельсов должны быть без рванин, задиров и следов усадки в виде расслоений и трещин. Заусенцы и наплывы металла у болтовых отверстий и на торцах рельсов должны быть удалены зачисткой.

Черт. 40. Основная маркировка рельсов:

а - рельсы первого сорта; б - рельсы второго сорта; в - места нанесения маркировки на шейке рельса; 1 - инспекторские клейма; 2 - клеймо ОТК завода (может быть в виде квадрата, треугольника или буквы "К"); 3 - место нанесения номера рельса по расположению его в слитке (1 и 2 - головные рельсы, Х - донные средние рельсы обозначений не имеют); 4 - место нанесения номера плавки стали (номер плавки для рельсов 1 группы начинается с буквы П); 5 - место указания порядкового номера рельса от головной части слитка; 6 - место выкатанной (выпуклой) маркировки по длине рельса, повторяющейся примерно через 2,5 м и обозначающей: завод-изготовитель, месяц и год проката, тип рельса

13. Пробный отрезок рельса для копровых испытаний должен выдержать при температуре от 0° до плюс 40 °С испытание на удар без излома, трещин и выколов подошвы (как в пролете, так и на опорах).

14. Пробный отрезок рельса для испытания на прочность подошвы должен выдержать без трещин или излома статическую нагрузку до получения стрелы прогиба 4,0 мм.

15. Для укладки на магистральных путях МПС не допускаются: рельсы второго сорта типов Р75 и Р65 с раскатанными загрязнениями, пузырьками и трещинами на средней трети низа подошвы глубиной более 0,3 мм; рельсы второго сорта типа Р50.

16. Маркировка рельсов приведена на черт. 40, 41 и в табл. 11.

17. Отгружаемые потребителю рельсы должны сопровождаться документом (актом технической годности рельсов), подписанным представителем предприятия-изготовителя и инспектором МПС, удостоверяющим соответствие рельсов требованиям настоящего стандарта, в котором должно быть указано:

Обозначение предприятия-изготовителя;

Номера стандартов, в соответствии с которыми были изготовлены и приняты рельсы и номера заказа;

Сорт и тип рельсов;

Отпечатки или описание приемочных клейм и маркировки рельсов красками;

Номера вагонов;

Наименование и адрес получателя.


Черт. 41. Пример полной заводской маркировки новых рельсов первого сорта:

а - рельс изготовлен Кузнецким (К) металлургическим комбинатом в мае (V) 1990 г. (90) типа Р65, плавка А293, из обычной стандартной углеродистой стали, с закалкой концов (белая полоса краской на головке), по содержанию углерода "твердый" (желтая окраска подошвы на конце), стрелкой обозначен головной конец; б - рельс изготовлен заводом "Азовсталь" (А) в марте 1990 г. (III 90) типа Р75, плавка П356, закаленный по всей длине (зеленая полоса на шейке и зеленая окантовка торца); в - рельс изготовлен Нижнетагильским (Т) металлургическим комбинатом в сентябре 1989 г. (IX 89) типа Р50, плавка 751Я, закаленный по всей длине, по качеству закалки - первого класса (зеленая окантовка на торце); г - рельс изготовлен заводом им. Дзержинского (Д) в январе 1990 г. (I 90) типа Р50, плавка 153, закаленный по всей длине, по качеству закалки - второго класса (желтая окантовка на торце)

Таблица 11. Дополнительная маркировка рельсов

Эскиз Описание маркировки
Головка на торце, по контуру, обведена голубой (для рельсов I группы) или белой (для рельсов II группы) краской; выбит один керн - рельс первого сорта незакаленный
Голубая или белая полоса сверху на головке рельса; вдавленная буква К на торце - рельс первого сорта с закаленными концами (на остальном протяжении рельс не закален)
Головка на торце, по контуру, обведена светло-зеленой краской; на шейке на расстоянии около 1 м от торца также светло-зеленая полоса; вдавленная буква З на торце - рельс первого сорта, закален по всей длине по параметрам закалки первого класса
Головка на торце, по контуру, обведена желтой краской; на расстоянии около 1 м от торца светло-зеленая полоса; буква З на торце - рельс первого сорта, закален по всей длине по параметрам закалки второго класса
Головка по контуру обведена желтой краской; на шейке на расстоянии около 1 м от торца желтой краской написан шифр из одной буквы и цифр - рельс опытный, характеристика его дана в документах
Один край подошвы окрашен голубой или белой краской - рельс имеет одинарное укорочение: 40 мм для 12,5-метровых и 80 мм для 25-метровых рельсов
Оба края подошвы окрашены голубой или белой краской - рельс имеет двойное укорочение: 80 мм для 2,5-метровых и 160 мм для 25-метровых рельсов
Верх подошвы на конце окрашен желтой краской - сталь, из которой изготовлен рельс, содержит углерод выше среднего процента по стандарту
Подошва и половина шейки окрашены красной или зеленой краской и выбиты два керна - рельс второго сорта; при красной окраске - незакаленный, при зеленой - закаленный
Весь торец рельса окрашен синей краской, на обоих торцах по три керна - рельс забракован, к укладке в пути МПС не пригоден

Основные требования к рельсам типов Р50, Р65 и Р75, термообработанных путем объемной закалки в масле по ГОСТ 18267-82
(введен с 1 января 1984 г. взамен ГОСТ 18267-72)

1. Стандарт распространяется на железнодорожные рельсы типов Р50, Р65 и Р75, изготовленные из мартеновской высокоуглеродистой стали и подвергнутые термической обработке по всей длине путем объемной закалки их в масле с последующим печным отпуском.

2. Рельсы, предназначенные для термической обработки, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к рельсам первого сорта, изготовляемым по ГОСТ 24182-80.

Допускается по согласованию между изготовителем и потребителем подвергать термической обработке рельсы второго сорта. Закаленные рельсы, переведенные во второй сорт по поверхностным дефектам, предназначены для укладки на путях, не принадлежащих МПС.

3. Твердость на поверхности катания головки закаленных рельсов должна быть в пределах НВ 341...388; твердость шейки и подошвы рельсов - не более НВ 388.

4. Макроструктура закаленного металла головки рельса должна представлять собой сорбит закалки.

Допускается наличие мелких разрозненных участков феррита.

5. Механические свойства закаленных рельсов должны соответствовать следующим:

Временное сопротивление, кгс/мм 2 ........................................ ³120

Предел текучести, кгс/мм 2 ..................................................... ³81

Относительное удлинение, % ................................................ ³6

Относительное сужение, % ................................................... ³25

Ударная вязкость при 20 °С, кгс м/см 2 ................................... ³2,5

6. Пробный отрезок рельса должен выдерживать низкотемпературные испытания на удар под копром без излома и признаков разрушения.

7. При неудовлетворительных результатах повторных испытаний на удар под копром рельсы разрешается подвергать высокому отпуску на твердость НВ 255...302 и сдавать их по ГОСТ 24182-80 как незакаленные.

8. Маркировка рельсов должна соответствовать указанной на черт. 40, 41 и в табл. 11.

9. Рельсы должны сопровождаться документом, подписанным представителем предприятия-изготовителя и инспектором МПС, удостоверяющим соответствие их требованиям настоящего стандарта и содержащим:

Наименование предприятия-изготовителя;

Наименование продукции и способ термической обработки;

Тип, класс и группу рельсов;

Марку стали из которой рельсы изготовлены;

Обозначение настоящего стандарта;

Отпечатки или описание приемочных клейм, а также описание маркировки рельсов красками;

Число рельсов с указанием их длины и массы;

Наименование и адрес потребителя.

Маркировка рельсов

На каждом новом рельсе наносится маркировка на его шейке и на одном из торцов.

Маркировка подразделяется на постоянную, выполняемую во время прокатки и клеймением в горячем и холодном состоянии (см. черт. 40) и временную или дополнительную, выполняемую краской (см. табл. 11). Маркировка (см. черт. 41) необходима для правильной укладки рельсов в путь.

Старогодные рельсы также маркируются (черт. 42).


Черт. 42. Пример маркировки старогодных рельсов (светлой краской):

а - рельс I группы, годный для укладки в путь без ремонта; б - рельс II группы, подлежащий ремонту (II-P); в - рельс IV группы, не годный для укладки в путь (XXX)

(Взамен ГОСТ 7174-75, 8161-75 ,ГОСТ 16210-77,ГОСТ 18267-82)

Дата введения 01.07.2001

Область применения

Настоящий стандарт распространяется на железнодорожные рельсы Р50, Р65, Р75 предназначенные для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог и для производства стрелочных переводов. Обязательные требования к качеству рельсов, обеспечивающие безопасность движения, изложены в разделах 5-8 настоящего стандарта.

Классификация рельс

4.1. Рельсы подразделяют: по типам:

  • Р65К (для наружных нитей кривых участков пути),
  • В - рельсы термоупрочненные высшего качества,
  • Т1, Т2 - рельсы термоупрочненные,
  • Н - рельсы нетермоупрочненные;

по наличию болтовых отверстий:

  • с отверстиями на обоих концах,
  • без отверстий;

по способу выплавки стали:

  • М - из мартеновской стали,
  • К - из конвертерной стали,
  • Э - из электростали;

по виду исходных заготовок:

  • из слитков,
  • из непрерывно-литых заготовок (НЛЗ);

по способу противофлокенной обработки:

  • из вакуумированной стали,
  • прошедшие контролируемое охлаждение,
  • прошедшие изотермическую выдержку.

Конструкция и размеры

5.1. Форма и основные (контролируемые) размеры поперечного сечения рельсов должны соответствовать приведенным на рисунке 1 и в таблице 1. Допускаемые отклонения контролируемых размеров и формы поперечного сечения рельсов должны соответствовать значениям, указанным в таблице 2.

Рисунок 1 - Основные размеры поперечного сечения рельса

Таблица 1
В миллиметрах

Наименование размера поперечного сечения

Значение размера для типа рельса

Высота рельса H

Высота шейки h

Ширина головки b

Ширина подошвы B

Толщина шейки e

Высота пера m

Таблица 2
В миллиметрах

Наименование показателя

Допускаемое отклонение размера и формы поперечного сечения для типа и категории рельса

Р65, Р75

Т1,Т2, H

Т1,Т2, H

Т1,т2, Н

Ширина головки b

Ширина подошвы B

Толщина шейки e

Высота рельса H

Высота пера m

Высота шейки рельса h

Отклонение формы поверхности катания головки от номинальной (по оси симметрии)

Не нормируется

Выпуклость подошвы (равномерная)

Вогнутость подошвы

Не допускается

Отклонение профиля от симметричности (асимметричность)

5.2. Расположение, количество и диаметр болтовых отверстий в шейке на концах рельсов должны соответствовать приведенным на рисунке 2 и в таблице 3. По согласованию сторон рельсы могут быть изготовлены с другим расположением, количеством и диаметром болтовых отверстий.

Рисунок 2 - Расположение болтовых отверстий

Таблица 3
Размеры в миллиметрах

Тип рельса

Значение размера

Допускаемое отклонение для рельса категории

d

t

l 1

l 2

l 3

Т1,Т2, Н