Китайская джонка. Конструкция китайской джонки

Не каждому доводилось слышать слово "джонка". Но тем, кто услышал его впервые, наверняка интересно, что оно означает. Мало кто знает, что джонка - это традиционный китайский корабль, имеющий ряд существенных отличий от представителей европейского судостроения. Разница заметна и при первом взгляде, и при дальнейшем изучении этого необычного корабля.

Характерный внешний вид

Благодаря такому большому количеству характерных черт джонка - это, наверное, самое узнаваемое судно в мире и одновременно с тем уникальное, поскольку с традиционными европейскими кораблями, использующимися в большинстве стран, она имеет очень мало общего. Тем не менее, существовало множество разновидностей этого корабля - по некоторым данным, более 300.

История

Это название, напоминающее традиционное американское имя, происходит от малайского слова djong, которое является искажением слова южноминьского диалекта, означающего «судно». Иными словами, джонка - это корабль, чем, по сути, она и является.

Старинная легенда гласит о том, что первая судно такого типа было создано Небесным Китайским императором Фу Хси. Он жил в далеком 29-м веке до нашей эры и был известен тем, что дал жителям страны тайные знания, поспособствовавшие развитию цивилизации. Неудивительно, что китайская джонка почитается народами Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии как какое-то живое существо, обладающее нравом, характером и очарованием. Тем не менее, некоторые историки склоняются к мнению, что первые джонки появились примерно за 1000 лет до нашей эры.

Несмотря на то что Китай меньше многих других стран был заинтересован в исследовании отдаленных частей океана, первое морское судно появилось именно здесь. И это была джонка. Ее устойчивость позволяла маневрировать в открытых водах любого масштаба, но скорость при этом оставалась довольно небольшой.

Необычные паруса

Для кого-то самой примечательной чертой джонки является ее необычный корпус, а кто-то в первую очередь обращает внимание на паруса. Мачт на таком корабле, как правило, от трех до пяти. На них размещаются горизонтальные бамбуковые жерди, которые и служат держателями необычных парусов. Общий вид их напоминает веер - как внешне, так и по системе складывания.

Поначалу паруса делались из тростниковых циновок, что делало их очень тяжелыми, поэтому джонка в то время не была приспособлена для быстрого плавания. Но и необходимости в этом не было. Зато прочность материала позволяла парусам выдерживать порывы даже самого сильного ветра. Позднее циновка была заменена тканью, что повысило быстроходность и маневренность судна.

В конце XIII века Китай посетил венецианский купец и путешественник Марко Поло. Он составил подробное описание оригинального азиатского судна и был просто поражен тем, что на некоторых джонках в дополнение к имеющимся четырем мачтам можно было устанавливать запасные, позволяющие развернуть еще несколько парусов.

Военные джонки

Что такое джонка для китайцев? Зачастую это транспортное или торговое судно. Гораздо реже оно использовалось в военных целях. Историки отмечают такой интересный факт: в 16-17-м веках у Китайского побережья объявились португальские, голландские и японские пираты. Вместо того чтобы мобилизовать войска и прогнать их, китайцы обратились к древним трактатам, дающим рекомендации на этот случай. Не найдя ответа на свой вопрос, жители Китая решили оставить все как есть.

Тем не менее, что такое джонка, как не корабль, идеально подходящий для военных действий? Устойчивость судна позволяла устанавливать на него от 5 до 7 12-фунтовых пушек и специальный фальшборт, защищавший от пуль и стрел. При этом численность экипажа достигала 200 человек, а водоизмещение - 200 тонн.

Японские джонки

Джонки, создававшиеся в Стране восходящего солнца, несколько отличались от китайских, в том числе и внешне. В первую очередь выделялись кривизна бортов и высоко приподнятая над водой корма, нависавшая над рулем.

В отличие от китайской, японская джонка - это корабль всего с одной центральной мачтой, на которой располагается узкий прямоугольный парус. Еще одна небольшая мачта под наклоном располагалась на носу корабля и, вероятно, могла убираться при необходимости. Еще одной особенностью японской джонки является то, что бимсы - балки, формирующие основу палубы, - выступали за пределы судна, тем самым увеличивая полезное пространство под грузы.

Современность

Несмотря на то что джонка была изобретена больше 3 тысяч лет назад, она все еще остается актуальной. Основная причина - совершенная конструкция, обеспечивающая устойчивость, вместительность и маневренность на мелководье. За много лет старинное судно практически не изменилось, даже сейчас это все та же средневековая джонка. Фото наглядно показывает, как мало отличий есть между старинным и современным кораблем.

В настоящее время бедное население некоторых районов Китая вынуждено жить на джонках, что обходится гораздо дешевле, чем покупка жилья. Судно обеспечивает рыбаков пищей и дает кров, поэтому является довольно популярным местом для проживания. Владельцы домов-джонок предпочитают селиться на реках неподалеку от крупных городов. Численность населения в таких плавучих поселках может доходить до 80 тысяч человек, как, например, в городе Кантоне. В Гонконге китайцев, проживающих на джонках, тоже довольно много - около 12 тысяч. Кроме того, в настоящее время джонки используются для привлечения туристов.

Отличительные черты джонки - паруса из бамбуковых рей и циновок в форме четырёхугольника, а также приподнятые нос и корма . Паруса можно сворачивать наподобие жалюзи . Массивный руль заменяет киль . Число мачт достигает пяти .

Точное время изобретения джонки неизвестно, во время династии Хань они уже были широко распространены. В раннем средневековье джонки использовались в военных целях, уже тогда заплывая в воды Индонезии и даже Индии .

Со временем джонки вошли в употребление по всей Восточной Азии и стали использоваться для длительных морских переходов. В 1846-1848 годах 800-тонная гонконгская джонка «Кхэйин» обогнула мыс Доброй Надежды и стала первым китайским судном, бросившим якорь на рейде Нью-Йорка . В Англии эту диковинку посетила сама королева Виктория .

С переводом военного флота на паровую основу джонка сохранила значение высокоманевренного грузового судна. В некоторых районах Вьетнама джонки используются как плавучее жильё.

    Junk Halong Bay Vietnam.jpg

    Современная вьетнамская джонка.

См. также

  • Кхэйин - китайская трехмачтовая джонка, которая в 1846-1848 годах совершила путешествие из Гонконга в Нью-Йорк, Бостон и Лондон.

Напишите отзыв о статье "Джонка"

Примечания

Настоящее издание посвящено боевым кораблям Китая, Кореи, Японии и других стран Юго-Восточной Азии. В описываемый период отмечено заметное совершенствование военных технологий, что дало весьма впечатляющие результаты.

Мало кому известно, что в флоте древнего Китая использовались бомбы, морские мины, аналог "греческого огня" и гребной колесный движитель.

Если уважаемый читатель соберется строить джонку, никаких технических проблем у него не возникнет. Дело в том, что за столетия конструкция джонки отточена до совершенства и возведена в канон. От канона допустимы минимальные отклонения, но они не должны противоречить основным принципам конструкции. Методы строительства варьировались в зависимости от места строительства, типа и размера джонки, но в целом процесс строительства проходил стереотипно.

На первом этапе строительства поверх киля укладывались доски днища. Доски соединялись с помощью кованных железных скоб, образуя неразъемный щит. Затем по всей длине днища с необходимыми интервалами устанавливались поперечные ребра, закреплявшиеся на днище. Плотники работали без линеек. Доски днища обрезали по натянутой веревке. Затем укладывались доски обшивки борта, притягивались веревками и прибивались гвоздями. Палубные бимсы, обычно из твердой древесины, врезались в верхнюю доску борта. Далее устанавливались шпангоуты, состоявшие из двух-трех деталей, соединенных в замок и закрепленных толстыми гвоздями. Нос и корма сооружались подобным образом, их конструкция несколько различалась в разных районах страны. После того, как корпус был готов, настилали палубу. Зазоры между досками обшивки конопатили. Для этой цели использовали смесь извести и древесного масла. Полученная смесь затвердевала в течение 48 часов, образуя водонепроницаемый слой.





Кхмеры (камбоджийцы) и тямы (вьетнамцы) ведут бой на реке, период восстания под предводительством Джаявармана VII, 11 81 г.

В 1177 г. чампский царь Джая Индраварман вторгся в Камбоджу. Вьетнамский флот двигался вдоль морского побережья, а затем поднялся вверх по реке до камбоджийской столицы Ангкор. Город был разграблен, и тямы оккупировали Камбоджу. Через четыре года будущий камбоджийский царь Джаяварман VII поднял восстание против захватчиков. Он разбил тямов в решающем сражении, произошедшем в 1181 г. Это эпическая речная битва запечатлена на барельефах, вырезанных на стенах Бартеай-Чмара и Байона в Камбоджии. Здесь изображен момент, когда тямский и кхмерский боевые баркасы сошлись в абордажном бое посреди реки. Носы лодок украшены гротескными мордами чудовищ. На борту лодок лучники и копейщики. Солдат противоборствующих сторон можно различить, так как кхмеры ходят с непокрытыми головами, а тямы носят характерные головные уборы. Все гребцы сидят лицом к корме, лишь на баркасе кхмерского царя гребцы повернуты лицом к носу и гребут веслами-юло. Никакой защиты у царских гребцов нет, таким образом они демонстрируют личную храбрость. На рядовых баркасах гребцы прикрыты длинными щитами, через которые продеты весла. Баркасы, сближаясь, осыпали друг друга стрелами, а затем забрасывали абордажные крючья, привязанные к канатам из ротанга. В центре кхмерского баркаса под зонтиком стоит офицер, который руководит действиями экипажа. Солдаты с обеих сторон вооружены длинными копьями и щитами. Солдат, упавший в воду, тут же становится добычей крокодилов.











Морские торговые джонки строились в большом количестве на протяжении периодов правления династий Сун и Юань. Китайская джонка изображена на барельефе в Ангкор-Томе в Камбодже, датированном 1185 г. Похожие по конструкции корабли монголы использовали в качестве боевых кораблей в ходе своих заморских кампаний. Изображение монгольских джонок мы находим на Свитке Монгольского вторжения, посвященному походам монголов в Японию в 1274 и 1281 гг. Дополнительную информацию о джонках нам сообщает Марко Поло, находившийся в Китае в период между 1275 и 1292 гг. Среди прочего Марко Поло отмечает, что джонки имеют одну палубу с небольшими надстройками, большое перо руля и четыре мачты. Марко Поло также отмечает, что на китайских джонках имелись водонепроницаемые переборки - вещь совершенно неизвестная в Европе. «Поэтому, если случайно борт буде пробит в одном месте, например, если корабль наткнется на скалу или его ударит кит… вода не проникнет из одного трюма в другой».

- (кит. тшуэн судно). Легкое парусное судно с высокоподнятой кормой, употребляемое в Китае, Японии и Индии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЖОНКА Китайское торговое и военное судно с 2 мачтами и с 2… … Словарь иностранных слов русского языка

Джонка - Джонка. ДЖОНКА (малайское djong, искаженное китайское чуань судно), грузовое парусное судно с приподнятыми широким носом и кормой в странах Юго Восточной Азии и Дальнего Востока. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

джонка - ДЖОНКА, ЖОНКА и, ж. jonque, англ. junk <китайское thouen. Легкое плоскодонное китайское судно, джонка. Сл. 18. Пришли две китайския юнки из Кантона. Пут. Энс. 455. // Сл. 18. Жонки или Юнки. Шишков 1795. Лекс. Ян. 1803: жонки … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (малайское djong искаженное китайское чуань судно), грузовое деревянное парусное (2 4 мачты) судно с приподнятыми широким носом и кормой. Паруса четырехугольной формы; грузоподъемность до 600 т. Распространено в странах Юго Вост. Азии и Дальнего… … Большой Энциклопедический словарь

ДЖОНКА, джонки, жен. (малайск. gung большое судно). Китайское парусное судно. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ДЖОНКА, и, жен. В Китае и других странах Юго Восточной Азии: грузовое судно с четырёхугольным парусом. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 1 судно (401) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Своеобразное китайское судно; отличительная особенность егопостройки заключается в очень широкой, высоко поднятой корме, всегдаразрисованной изображением гор, облаков, драконов и т. п.; в соединениис низким носом, имеющим форму скорее… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Грузовое или военное деревянное парусное двух четырехмачтовое судно для плавания по рекам и в прибрежных районах. Имеет широкий корпус с поднятым носом и кормой, паруса прямоугольной формы, сплетенные из циновок. Распространены в Юго Восточной… … Морской словарь

Джонка - ДЖОНКА, типъ мелкосид. кит. судна съ туп. низк. носомъ и оч. широкой, высоко поднятой кормой. Вооруженная обык но 3 мачтами съ прямыми парусами, Д. хорошо слушается руля, легка на ходу и не лишена мореходности. Д. бываютъ разныхъ размѣровъ, отъ… … Военная энциклопедия

джонка - грузовое плоскодонное парусное судно с малой осадкой, распространённое в странах Юго Вост. Азии и Дальнего Востока. Имеет широкие приподнятые нос и корму и низкую среднюю часть. Грузоподъёмность до 600т, длина до 55м, ширина до 9м. На джонке… … Морской биографический словарь

Книги

  • Сборная модель "Джонка" (цветная) (PC045) , . Сделано из натурального дерева. Объемная модель развивает пространственное воображение, логическое мышление, усидчивость ребенка. Модель можно раскрасить, используя темперные краски, можно…

Китай - страна с тысячелетней цивилиза­цией, и мы располагаем сведениями о его судах, хоть и не очень подробными, подчерпнутыми из «Milione» Марко Поло. Однако в связи с тем, что парусники - военные и торговые - на Западе были более или менее схожими, мы мо­жем допустить, что и на Дальнем Востоке ситу­ация складывалась так же. Китайская джонка, которая продолжала использоваться вплоть до конца Второй мировой войны, была примерно 164 фута (50 м) длиной, 46-49 футов (14-15 м) шириной и имела пять мачт с прямоугольными парусами из циновок. Передние мачты и вторая мачта от кормы могли убираться для уменьше­ния парусности, а у других парусов существова­ла своя система взятия рифов. Корпус по форме напоминал плашкоут (несамоходное плоскодонное судно с упрощенными обводами для перевозки грузов на верхней палубе) и имел прямоуголь­ные очертания (почти совсем не заостренные ни к носу, ни к корме, причем оба конца имели транцы (т.е. заканчивались плоской, словно об­рубленной, вертикальной стенкой). На джонке был длинный квартердек и один большой руль. Для маневрирования с парусами на задней мач­те была предусмотрена специальная площадка, выступающая за транцевый кормовой обрез. Судя по гравюрам XVI в., боевые джонки того време­ни имели только две мачты с парусами, при­крепленными на двух рангоутных брусьях (лю­герный, или рейсовый парус), высокие фальшбор­ты, крытый полуют и нечто вроде тарана на носу.

В отличие от китайской джонки корпус япон­ской был более компактным и со значительно более выраженной кривизной бортов, хоть и имел прямой, круто наклоненный форштевень и высо­ко поднятую над водой корму. Она нависала над рулем, являясь структурной частью корпуса суд­на, а не как небольшой балкончик на китайской

джонке. Судно имело лишь одну палубу без по­лубака и полуюта, подобно современным евро­пейским судам. Рангоут и такелаж были очень простыми и не унаследовали пяти мачт китайс­кой джонки. Посреди судна располагалась всего одна высокая мачта, вооруженная узким прямо­угольным парусом и укрепленная одним прочным штагом (растяжкой) спереди и двумя сзади. Да­лее на носу находилась еще одна небольшая наклоненная вперед мачта, которая, как и на га­лерах, не упиралась в гнездо на киле, а крепи­лась только на палубе; это обстоятельство поз­воляет предположить, что ее можно было опус­кать. Заметим, что бимсы (балки поперечного набора судна, связывающие бортовые ветви шпан­гоутов и формирующие основу палубного насти­ла) главной палубы выступают с обеих сторон за борта, увеличивая ширину палубы и предос­тавляя таким образом больше места для грузов. На джонке имеется только один довольно боль­шой руль, приводившийся в действие длинным румпелем (рычаг для управления рулем). Пару­са были тканые, а не плетеные циновки.

В Корее были смешанные парусно-гребные суда, описания которых, имеющиеся в нашем рас­поряжении, достаточно подробны, чтобы восста­новить их во всех деталях. Они были известны как «панцирные корабли», или «черепахи» адми­рала Ли Сун Чина, который применял их в вой­не 1592-1598 гг. против Японии.

Эти суда имели корпус в виде плота с тран­цевыми носом и кормой и с расположенной сза­ди необычной надстройкой, выступавшей с обе­их сторон за борт. Судно имело два паруса того же типа, что и на джонках. В дополнение к этому у него было от девяти до десяти весел с каждой стороны, расположенных почти вертикаль­но и не имевших уключин западного типа, так что ими управлялись совершенно иначе, чем веслами на средиземноморских галерах. Замеча­тельной особенностью этих судов, благодаря которой они и получили свое название, явля­лось наличие у них над главной палубой защит­ного черепахоподобного панциря, который тянул­ся вдоль всего корпуса, за исключением кормо­вого выступа. Этот панцирь был покрыт метал­лическими пластинами с железными шипами, поэтому взять судно на абордаж было совершенно невозможно. Вооружение состояло из четырех­дюймовых (19 см) бронзовых бортовых орудий и четырех небольших пушек, двух спереди и двух сзади над транцевым срезом. Эти суда были длиной в 116,4 фута (33,5 м) и шириной в 27,8 фута (8,5 м) по палубе.