Ту 160м2 технические характеристики. Авиация россии

Новый российский сверхзвуковой самолет Ту160М2, который сейчас конструируется на отечественных заводах – одна из самых ожидаемых новинок военно-промышленного комплекса. Известно, что данный самолет станет платформой для строительства в будущем перспективного авиационного комплекса «ПАК ДА». Именно ему отводится особая роль по замене сразу нескольких серий самолетов: Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160.

Кроме того, техническое оборудование бомбардировщика заставит многих потенциальных противников лишний раз задуматься о том, стоит ли совершать акты агрессии против России.

Невозможно обойти стороной уникальные стелс-технологии и скоростные характеристики бомбардировщика. Многие эксперты и инженеры не раз отмечали, что сниженная заметность летательного аппарата в воздухе может сыграть с вражеской ПВО злую шутку. Но об этом уже много сказано, равно как и о вооружении Ту160М2.

Однако на данный момент появились новые сведения, которые позволяют взглянуть на бомбардировщик с абсолютно новой стороны. Научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС», академик РАН Евгений Федосов рассказал в интервью информационному агентству RNS, что военные написали свои пожелания к самолету, и хотят видеть в нем не просто бомбардировщик.

Сегодня Ту-160М2 рассматривается как уникальный мультизадачный самолет. Военные желают задать летательному аппарату качества, как стратегического бомбардировщика, так и дальнего перехватчика. Так же необходимо, чтобы новинку авиапрома можно было использовать в роли оперативно-тактического бомбардировщика или в качестве платформы для запуска космических аппаратов.

Иными словами, перед инженерами стоит сложнейшая задача: объединить в одном самолете качества абсолютно разных аппаратов. Ту-160М2 должен иметь скорость как у истребителя перехватчика и, получается, обязан сохранить вменяемые характеристики по маневренности. В то же время на самолете должно находиться ракетное и бомбовое вооружение, что снижает скоростные и маневренные характеристики в виду утяжеления бомбардировщика. Да и задачи по сохранению параметров высотности навряд ли кто-то снимет.

Поэтому сегодня есть все основания полагать, что бомбардировщик станет легендой авиастроения, как в свое время было с советским танком Т-64. Напомним, что именно этот танк прекратил деление на средние, тяжелые и легкие танки, объединив в себе уникальные качества всех машин. Начиная с Т-64, у СССР и России появился «основной боевой танк». А у России в скором времени может появиться суперсамолет - именно такое второе имя дало издание «ПолитЭксперт» авиационной новинке ВПК РФ.

О том, удастся ли повторить Ту-160М2 подвиг Т-64 изданию «ПолитЭксперт» рассказал доктор военных наук, военный аналитик, председатель Союза Геополитиков, обозреватель Военно-промышленного Курьера Сивков Константин Валентинович.

Военный эксперт рассказал, что Ту-160М2 – это абсолютно новый и уникальный самолет, у которого в будущем откроются удивительные перспективы.

«Конструировать многозадачный самолет, который мог бы выполнять самые разнообразные задачи без привлечения иных воздушных сил – это действительно очень интересный подход. Удастся ли России создать такой? Ну, тут нужно разбирать по пунктам.

Функции бомбардировщика останутся. Это не обсуждается. Он сейчас специально оптимизирован для использования крылатых ракет и бомб свободного падения (как атомных, так и обычных).

Сложность представляет разве что точное бомбометание и работа по наземным или воздушным целям. Дело в том, что в настоящее время на самолете пока что нет оборудования для ведения огня обычным оружием с высокой точностью. Однако установка такого принципиально возможна. И при переоборудовании самолета возможно применение высокоточных ракет X-29 или X-58. Будет достаточно эффективно», рассказал Константин Валентинович.

Военный специалист также отметил, что Ту-160М2 сможет без проблем исполнять все возложенные на него функции при необходимой доработке. Он сможет успешно бороться как с кораблями, наземными целями, так и с самолетами противника.

«Возможно применение противокорабельных ракет по морским целям. Такой вопрос рассматривался при проектировании Ту-160М2. Нужно было, чтобы он мог успешно наносить удары по корабельным соединениям. Сейчас у России имеется ракета «Калибр-МК» в варианте для ведения огня по надводным целям. И при доработке самолета ее вполне можно использовать.

Ту-160М2 как истребитель. Вот тут может возникнуть проблема. Дело в том, что вести маневренный бой он не сможет. Большое влияние окажет масса, оказываемая предельная перегрузка около 5 единиц и удельная нагрузка на крыло. А вот вести дальний ракетный бой – он сможет вполне легко.

Все будет зависеть от применяемого вооружения. Например, ракеты Х37, которые сейчас стоят на вооружении и используются на других самолетах, позволят поражать противника на большом расстоянии. При этом российскому самолету не придется входить в ближний бой, и он сможет избежать вражеских ракет средней дальности. Учитывая огромную грузоподъемность Ту-160М2, на борту реально разместить порядком 12-16 ракет. Дистанция даст возможность разрядить внушительный арсенал и уйти от столкновения на сверхзвуковой скорости. Также на российский бомбардировщик можно загрузить модернизированные ракеты Х-55. В общем и целом, «Белый Лебедь» будет в состоянии уничтожить большое количество самолетов из состава атакующих сил противника.

Однако здесь есть одна проблема. Чтобы применять такие ракеты и вести огонь с большой дальности, нужна очень мощная РЛС с фазированной решеткой, которая будет в состоянии обнаруживать самолеты противника (те же истребители) на дистанции в 400-450 километров. Пока что имеется оборудование, которое в состоянии подсвечивать лишь наземные и водные цели. Нужна глубокая модернизация», рассказал о Ту-160М2 эксперт.

Константин Валентинович считает, что у нового самолета не будет проблем и с транспортировкой каких-либо космических объектов. И в целом, Ту-160М2 – новое слово в авиастроении.

«Космические аппараты – это не проблема. Тут не нужно сложное оборудование, а опыт у России есть. Например, «Ан-225» изначально создавался для запуска Бурана. Поэтому что-то доработать в Ту-160М2 – будет какой-то проблемой.

Единственная трудность, которая сейчас существует – это размещение большого количества нового и модернизированного оборудования на самолете. Все это приведет к изменению формы самолета. Поменяется фюзеляж, носовая часть, подвеска, обтекатели, аэродинамика и другое. Фактически, создадут новый уникальный летательный аппарат», подчеркнул эксперт.

Также военный специалист отметил, что для Ту-160М2 будут открыты новые перспективы и возможности.

«У бомбардировщика открываются принципиально новые возможности. Этот самолет будет уникален своей многофункциональностью за счет применяемого вооружения и тактических характеристик. Он сможет действовать в глубине обороны противника, преодолевать ПВО, осуществлять подавление врага без участия дополнительных сил. Если удастся собрать такой самолет, то это будет новое слово в авиастроении. Россия получит универсальный основной дальний боевой самолет стратегической авиации.

Но не стоит забывать, что такая техника очень дорогая в производстве. Потеря даже одного самолета представляется серьезным ударом.

Григорий Павлодубов
politexpert.net



Это интересно

Стратегический бомбардировщик ТУ-160, так называемый «Белый лебедь» или Blackjack (дубинка) по натовской терминологии — уникальный самолет. Это олицетворение мощи современной России. ТУ-160 обладаем превосходными техническими характеристиками: это самый грозный бомбардировщик в мире, способный нести крылатые ракеты, а также. самый большой и эстетичный сверхзвуковой самолет в мире. Он был разработан в 1970-1980-х годах в ОКБ Туполева и оборудован крылом изменяемой стреловидности. На вооружении ТУ-160 состоит с 1987 года.

Бомбардировщик ТУ-160 стал ответом на программу AMSA («Развитый пилотируемый стратегический самолет») США, в рамках которой был создан небезызвестный B-1 Lancer. Ракетоносец ТУ-160 почти по всем характеристикам значительно опережал своих основных конкурентов, в том числе и пресловутый Lancer. Скорость ТУ-160 выше в 1,5 раза, максимальная дальность полета и боевой радиус настолько же больше, а тяга двигателей почти вдвое мощнее. При создатели «невидимки» B-2 Spirit в угоду малозаметности самолета принесли в жертву все что можно, включая дальность, стабильность полета и грузоподъемность машины.

Количество и стоимость ТУ-160 «Белый лебедь»

Дальний ракетоносец ТУ-160 – «штучный» и дорогостоящий продукт с уникальными техническими характеристиками. Всего было построено только 35 таких самолетов, при этом полетопригодными на сегодняшний день из них осталось гораздо меньше. Тем не менее, ТУ-160 остаются грозой недругов и гордостью России. Этот самолет – единственное изделие, которое получило свое собственное имя. Самолеты носят имена спортивных чемпионов («Иван Ярыгин»), конструкторов («Виталий Копылов»), богатырей («Илья Муромец») и конечно, летчиков («Павел Таран», «Валерий Чкалов» и другие).

После распада СССР 19 бомбардировщиков этого типа остались на Украине, на базе в Прилуках. Однако эти машины в эксплуатации были слишком дороги для этой страны, а новой украинской армии они оказались попросту не нужны. Эти 19 ТУ-160 Украина предлагала России обменять на Ил-76 (в соотношении 1 к 2) или на списание газового долга. Но для России это оказалось неприемлемо. К тому же на Украину воздействовали США, фактически заставившие уничтожить 11 украинских ТУ-160. Но 8 самолетов все-таки были переданы России за частичное списание газового долга.

В составе ВВС на 2013 год находилось 16 бомбардировщиков Ту-160. Для России это непомерно малое количество, но строительство новых обошлось бы в огромную сумму. Поэтому было решено провести модернизацию 10 бомбардировщиков из имеющихся до стандарта Ту-160М. Дальняя авиация в 2019 году должна получить 6 модернизированных ТУ-160. Однако в современных условиях даже модернизация имеющихся ТУ-160 не поможет решить оборонные задачи. Поэтому появились планы постройки новых ракетоносцев. Возобновление производства самолётов классификации Ту-160М / Ту-160М2 ожидается не ранее 2023 года

В 2019 году в Казани решили рассмотреть возможность начала выпуска нового ТУ-160 на мощностях КАЗа. Эти планы сложились вследствие образования нынешней международной обстановки. Это сложнейшая, но решаемая задача: за годы были утеряны некоторые технологии, кадры. Стоимость одного ракетоносца ТУ-160 составляет порядка 250 миллионов долларов.

История создания ТУ-160

Задание на проектирование ракетоносца было сформулировано еще в 1967 году Советом министров СССР. К работе привлекли конструкторские бюро Мясищева и Сухого, которые через несколько лет предложили свои варианты. Это были проекты бомбардировщиков, способных развивать сверхзвуковую скорость для преодоления систем ПВО. Конструкторское бюро Туполева, имевшее опыт разработки бомбардировщиков Ту-22 и Ту-95, а также сверхзвукового самолета Ту-144, не участвовало в конкурсе. Победителем в итоге признали проект ОКБ Мясищева, однако конструкторы даже не успели толком отпраздновать победу: правительство вскоре приняло решение закрыть проект в ОКБ Мясищева. Вся документация по М-18 была передана в ОКБ Туполева, подключившееся к конкурсу с «Изделием-70» (будущий самолет ТУ-160).

К будущему бомбардировщику предъявлялись следующие требования:

  • дальность полета на высоте 18 000 метров на скорости 2300-2500 км/ч — в пределах 13 тысяч км;
  • к цели самолет должен приближаться на дозвуковой крейсерской скорости, преодолевать ПВО противника — на крейсерской скорости у земли и в сверхзвуковом высотном режиме.
  • общая масса боевой нагрузки должна составлять 45 тонн.

Первый полет прототипа (Изделие «70-01») был осуществлен на аэродроме «Раменское» в декабре 1981 года. Изделие «70-01» пилотировал летчик-испытатель Борис Веремеев со своим экипажем. Второй экземпляр (изделие «70-02») не летал, его использовали для статических испытаний. Позднее к испытаниям подключился второй самолет (изделие «70-03»). Сверхзвуковой ракетоносец ТУ-160 был запущен в серийное производство в 1984 году на Казанском авиационном заводе. В октябре 1984 года в воздух поднялась первая серийная машина.

Технические характеристики ТУ-160

  • Экипаж: 4 человека
  • Длина 54,1 м
  • Размах крыла 55,7/50,7/35,6 м
  • Высота 13,1 м
  • Площадь крыла 232 м²
  • Масса пустого самолета 110 000 кг
  • Нормальная взлетная масса 267 600 кг
  • Максимальная взлетная масса 275 000 кг
  • Тип двигатели 4×ТРДДФ НК-32
  • Тяга максимальная 4×18 000 кгс
  • Тяга на форсаже 4×25 000 кгс
  • Масса топлива 148 000 кг
  • Предельная скорость на высоте 2230 км/ч
  • Крейсерская скорость 917 км/ч
  • Дальность максимальная без дозаправки 13 950 км
  • Дальность практическая без дозаправки 12 300 км.
  • Боевой радиус 6000 км
  • Продолжительность полета 25 ч
  • Практический потолок 21 000 м
  • Скороподъемность 4400 м/мин
  • Длина разбега/пробега 900/2000 м
  • Нагрузка на крыло при нормальной взлетной массе 1150 кг/м²
  • Нагрузка на крыло при максимальной взлетной массе 1185 кг/м²
  • Тяговооруженность при нормальной взлетной массе 0,36
  • Тяговооруженность при максимальной взлетной массе 0,37.

Особенности конструкции ТУ-160

  1. Самолет «Белый лебедь» создавался с широким применением апробированных решений по уже построенным в КБ машинам: Ту-142МС, Ту-22М и Ту-144, а некоторые узлы, агрегаты и часть систем перешли в самолет без изменений. В конструкции «Белого лебедя» широко применяются композиты, нержавеющая сталь, алюминиевые сплавы В-95 и АК-4, титановые сплавы ВТ-6 и ОТ-4.
  2. Самолет «Белый лебедь» представляет собой интегральный низкоплан с крылом изменяемой стреловидности, цельноповоротными килем и стабилизатором, трехопорным шасси. Механизация крыла включает двухщелевые закрылки, предкрылки, для управления по крену используются флапероны и интерцепторы. Четыре двигателя НК-32 смонтированы в нижней части фюзеляжа попарно в мотогондолах. В качестве автономного энергоузла используется ВСУ ТА-12.
  3. Планер имеет интегральную схему. В технологическом отношении он из составлен шести главных частей. В негерметичной носовой части в радиопрозрачном обтекателе установлена антенна РЛС, за ним располагается негерметичный отсек радиооборудования. Неразъемная центральная часть бомбардировщика длиной 47,368 м включает фюзеляж, куда входит кабина экипажа и два грузоотсека. Между ними располагается неподвижная часть крыла и кессон-отсек центроплана, хвостовая часть фюзеляжа и гондолы двигателей. Кабина представляет единый гермоотсек, где кроме рабочих мест экипажа, находится электронное оборудование самолета.
  4. Крыло на бомбардировщике изменяемой стреловидности. При минимальной стреловидности оно имеет размах в 57,7 м. Система управления и поворотный узел в общем аналогичны Ту-22М, однако они усилены. Крыло кессонной конструкции, в основном выполнено из алюминиевых сплавов. Поворотная часть крыла двигается с 20 до 65 градусов по передней кромке. По задней кромке установлены трехсекционные двухщелевые закрылки, по передней кромке — четырехсекционные предкрылки. Для управления по крену стоят шестисекционные интерцепторы, а также флаппероны. Внутренняя полость крыла используется в качестве топливных баков.
  5. На самолете стоит автоматическая электродистанционная бортовая система управления с дублированием механической проводкой и четырекратным резервированием. Управление — сдвоенное, установлены ручки, а не штурвалы. Самолет по тангажу управляется с помощью цельноповоротного стабилизатора, по курсу - цельноповоротным килем, по крену – интерцепторами и флаперонами. Навигационная система – двухканальная К-042К.
  6. «Белый лебедь» — один из наиболее комфортных боевых самолетов. В течение 14-часового полета у пилотов имеется возможность встать и размяться. На борту предусмотрена кухня со шкафом, позволяющим разогревать пищу. Есть и туалет, которого ранее на стратегических бомбардировщиках не было. Именно вокруг санузла во время передачи самолета военным произошла настоящая война: летчики не желали принимать машину, так как конструкция санузла была несовершенной.

Вооружение ТУ-160 «Белый лебедь»

Изначально ТУ-160 строился как носитель крылатых ракет большой дальности с ядерными БЧ, предназначенными для нанесения массированных ударов по площадям. В дальнейшем предусматривалась расширение и модернизация номенклатуры возимых боеприпасов, о чем свидетельствуют трафареты на створках грузотсеков с вариантами подвески огромной номенклатуры грузов.

На вооружении ТУ-160 стоят стратегические крылатые ракеты Х-55СМ, которые применяются для поражения стационарных целей, имеющих заданные координаты, их ввод осуществляется перед вылетом бомбардировщика в память ракеты. Ракеты располагаются по шесть штук на двух пусковых барабанных установках МКУ-6-5У, в грузовых отсеках самолета. В состав вооружения для поражения на малой дальности могут быть включены гиперзвуковые аэробаллистические ракеты Х-15С (по 12 на каждую МКУ).

После соответствующего переоборудования бомбардировщик может оснащаться и свободнопадающими бомбами различного калибра (до 40 000 кг), включая разовые бомбовые кассеты, ядерные бомбы, морские мины и другое вооружение. Состав вооружения бомбардировщика в перспективе планируется значительно расширить за счет применения высокоточных крылатых ракет новейшего поколения Х-101 и Х-555, имеющих увеличенную дальность.

Видео о Ту-160

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Так, отмечается, что 25 января 2018 года в Казани в присутствии президента Владимира Путина совершил полет новый . Выкатка самолета состоялась 16 ноября 2017 года, а в декабре он совершил первый полет. А полет на глазах президента носил демонстрационный характер. Самолет получил наименование «Петр Дейнекин» в честь бывшего командующего Дальней авиацией и главнокомандующего ВВС России в 1992-1998 годах. Он скончался 19 августа 2017 года.

Владимир Путин встретился с рабочими Казанского авиационного завода (КАЗ). В тот же день, 25 января КБ Ильюшина сообщило о том, что в Ульяновске взлетел прототип самолета-заправщика Ил-78М-90А. Как считают в КБ, в долгосрочной перспективе он станет основным самолетом-заправщиком ВКС России. Аналогично Ту-160, его первый реальный полет состоялся еще 19 января.

Новый Ту-160 имеет серийный номер 8-04 (собственное название «Петр Дейнекин»). Это четвертый самолет восьмой серии и 35-й произведенный самолет, без учета прототипов для наземных испытаний. Производство Ту-160 осуществлялось в Казани в 1988-1994 годы, после чего четыре незаконченных фюзеляжа остались на заводе. Первый из них – 8-02 был передан военным в 1999 году, за ним в 2007 году последовал 8-03, а 8-05 все еще остается на предприятии. В составе ВКС России имеется 16 самолетов Ту-160 (без учета 8-04), все они входят в состав 121-го тяжелого бомбардировочного полка в Энгельсе.

Для выполнения своей основной задачи – межконтинентальные полеты в качестве носителя стратегического оружия, скорость Ту-160 на высоте 11-12 км составляет 0,77М, что позволяет иметь дальность полета в 12300 км без дозаправки с шестью крылатыми ракетами Х-55. На театре военных действий самолет преодолевает ПВО противника на скорости 2000 км/ч на большой высоте. Дальность полета при скорости 1,5М составляет 2000 км. Полет на малой высоте со скоростью 1030 км/ч с использованием системы огибания местности не применяется. Впервые Ту-160 был применен в боевых условиях 17 ноября 2015 года, когда он выпустил ракеты Х-101 по целям в Сирии.

Новый Ту-160М2 был построен не только с целью увеличить численность стратегических бомбардировщиков. Главной целью является подготовка производства на КАПО для выпуска 50 самолетов при темпе три самолета в год. Самолеты нового производства Ту-160М2 («изделие 70М2») сохраняют старый планер, но будут оснащены модернизированными двигателями, новым бортовым оборудованием и вооружением. Первый новый Ту-160М2 планируется поднять в воздух в 2021 году. Возобновление производства новых Ту-160М2 позволит сохранить исправность существующего парка Ту-160, которому не хватает запасных частей для плановых ремонтов.

Идея возобновления производства Ту-160 была озвучена в апреле 2015 года. Решение видимо было принято за некоторое время до этого. Ту-160М2 имеет очень большое значение для русских, и в текущей ситуации, в то время как другие программы страдают от нехватки финансирования, этот проект судя по всему получает дополнительное финансирование. Так, из 178 программ, финансирование которых осуществлялось в авиационной промышленности в 2015 году, 54 были сокращены, и открыто 16 новых. Все они имели отношение к проекту возобновления производства Ту-160М2.

Поддержание летной годности парка Ту-160 и производство Ту-160М2 требуют новых двигателей. АО «ОДК-Кузнецов» из Самары в августе 2014 года подписало контракт на производство двигателей НК-32 серии 2, возобновляя его после паузы в 25 лет. Двигатель НК-32-02 был разработан в 1987 году, но его выпуск не осуществлялся из-за проблем с финансированием. Модернизация НК-32-02 коснулась лопаток компрессора и турбины, внутренней аэродинамики, а также улучшению внутреннего охлаждения. Вследствие этого потребление керосина сократилось, а взлетная тяга в 25 тонн осталась неизменной. ОКБ Туполева заявляет о том, что в ходе испытаний с новыми двигателями и базовой нагрузкой (шесть крылатых ракет, то есть, масса составляет девять тонн) Ту-160 может преодолеть 13950 км, то есть на 1650 км больше стандартной версии. Сейчас двигатель для Ту-160М2 обозначаются как НК-32-02М2.

23 октября 2014 года был одобрен проект модернизации системы управления и бортового оборудования строевых Ту-160 в вариант Ту-160М (изделие 70М). Новый Ту-160М2 весьма вероятно оснащен тем же оборудованием. Это новое оборудование для вариантов М/М2 должно быть готово к 2020-2021 годам.

Имеющаяся бортовая РЛС «Обзор-К» будет заменена на новую РЛС семейства «Новелла» НВ1.70, которой занимается АО «Заслон». Ульяновское КБП разрабатывает для Ту-160М новую кабину пилотов с ЖК-мониторами. На самолете будет также установлена навигационная система НО-70М с инерциальной системой БИНС-СП-1, системой астронавигации АНС-2009М, а также навигационный компьютер. Среди других систем фигурируют навигационная РЛС ДИСС-021-70, приемник космической навигации А737ДП, автопилот АБСУ-200МТ и система связи С-505-70. Бортовой комплекс обороны «Редут-70М» является полностью новой разработкой, созданной специально для Ту-160М/М2. НИИ «Кулон» разрабатывает для этого самолета систему госопознавания БКР-70М.

Ту-160 «Валентин Близнюк» является прототипом Ту-160М. В 2006 году этот самолет стал прототипом модификации Ту-160М1 «первого этапа модернизации», в которой имелись элементы, требовавшие глубокой модернизации, как, например, «стеклянная кабина» и новая РЛС. Более раннее оборудование было снято. Например, у модернизированного самолета имеются зашитые иллюминаторы, которые ранее служили для оптического визира бомбардировочного прицела в носовом обтекателе. Видимо, он был снят. Модернизация первого этапа и другие работы ведутся в Казани. С ноября 2014 года в вариант М1 было модернизировано пять самолетов, которые были переданы ВКС.

Независимо от модернизации оборудования российские бомбардировщики получают новое вооружение. С 2003 года Ту-160 (и Ту-95МС) доработаны для применения ракет Х-555, которые являются неядерным вариантом ракеты Х-55. Примерно с 2011 года самолет может применять до 12 новых ракет с ядерной БЧ нового поколения Х-102 и ее неядерный вариант Х-101.

Ракеты семейства Х-101/102 примерно на 1,4 м длиннее и на 1 тонну тяжелее ракет Х-55СМ и Х-555. Нужно еще разработать новую многопозиционную пусковую установку (барабан), которая может принять эти новые ракеты в бомбовых отсеках. Первоначальные проблемы с недостаточной прочностью с механизмом поворота и барабаном были решены в течение 2015 года. У Ту-95МС менее объемный бомбовый отсек, поэтому ракеты Х-101/102 на них могут применяться только с внешних пилонов. Максимальная дальность Х-101 оценивается в 3000-4000 км. У ядерного варианта она еще больше.

Специально для Ту-160М/М2 и ПАК ДА компания «Радуга» разрабатывает крылатую ракету Х-БД, которая является вариантом Х-101/102 с увеличенной дальностью. Так как проект Ту-160 уходит корнями в 1972 год, то в нем тогда предусматривалось размещение ракет Х-45 длиной 10,8 метров, и размер бомбового отсека был подчинен этому. Вооружение было изменено с появлением ракет Х-55 длиной 6 метров, но размеры отсека не менялись. Длина Х-101 составляет 7,4 метра, а это значит, в отсеке еще остается немного места.

Две другие ракеты разрабатываются для Ту-160 и ПАК ДА – это Х-СД и ГЗУР. Х-СД разрабатывается «Радугой», это дозвуковая крылатая ракета, в которой используется система наведения от Х-101, но ее корпус имеет более скромные размеры, похожие на американскую JASSM AGM-158. Система наведения включает комбинацию инерциальной навигационной системы с коррекцией по GPS / ГЛОНАСС на маршевом участке и электронно-оптическую цифровую корелляционную систему «Отблеск» (аналог DSMAC) для конечного участка. НИОКР по Х-СД начались в 1990-е годы, но в течение нескольких лет были прекращены.

Х-СД (или «изделие 715») имеет длину приблизительно 6 метров и может размещаться в бомбовых отсеках бомбардировщиков Ту-22М3 и Ту-95МС. Ее масса составляет примерно 1600 кг. Она оснащена малоресурсным двигателем изделие 37-04 разработки Омского моторостроительного конструкторского бюро с тягой 350 кг и имеет дальность полета в 1500 км на крейсерской скорости 700 км/ч. Корпус ракеты состоит из наклонных плоскостей, что одновременно снижает радиолокационную заметность и позволяет размещать ее в «барабане» на шесть ракет.

Ту-160М/М2 смогут поднимать до 12 ракет Х-СД на двух барабанных пусковых установках. Закупка ракет Х-СД предусмотрена Государственной программой вооружений на 2018-2027 годы. Для крылатых ракет имеется две возможности выжить во при наличии мощной системы ПВО — благодаря малой заметности Х-СД («изделие 715») или большой скорости («изделие 75»). Последняя ракета разрабатывается совместно головным предприятием АО «Корпорация тактическое ракетное вооружение» в Королеве и «Радугой» из Дубны в рамках программы ГЗУР (гиперзвуковая управляемая ракета).

ГЗУР является ракетой, достигающей скорости 6М и дальности полета 1500 км при полете на большой высоте, способной поражать различные наземные цели. Весьма вероятно, что ее основной задачей является борьба с надводными целями. Ее размеры оценочно составляют 6 метров длины при массе в районе 1500 кг. Эта ракета будет оснащаться двигателем «изделие 70» разработки ТМКБ «Союз». В серию ракета должна пойти в 2020 году.

Сейчас в России одновременно идут работы по модернизации всех 16 находящихся в строю стратегических ракетоносцев Ту-160 и созданию практически новой машины — Ту-160М2, объяснил «Газете.Ru» советник первого заместителя гендиректора а «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) .

«Мы, как концерн, в полном объеме задействованы в обеих работах. В рамках возобновления производства самолета Ту-160 свои технологические решения представили четыре предприятия КРЭТ — «Электроавтоматика» имени П.А. Ефимова», «Техприбор» и радиозавод «Сигнал», — говорит Михеев.

Ту-160 — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1970-1980 годах. Эта машина остается самым крупным и самым тяжелым сверхзвуковым боевым самолетом в мире.

Взлетный вес Ту-160 составляет 275 т, максимальная скорость — 2500 км/ч, бомбовая нагрузка — до 45 т.

В самолет получил название «Блэкджек», среди пилотов отечественной авиации он известен как «Белый лебедь».

По словам Михеева, предприятия КРЭТ ведут разработку «начинки» нового Ту-160М2: вычислительных бортовых систем и средств контроля, а также топливомерных, расходомерных систем и систем управления оружием.

Новый Ту-160М2 будет серьезно отличаться и от старых Ту-160, и от уже прошедших модернизацию машин, уверяет Михеев. «Можно сказать и так: в прежнем корпусе будет принципиально новый самолет. Он в несколько раз увеличит свои боевые возможности. Там будет значительно расширена номенклатура вооружения. Очень серьезно увеличены точностные характеристики», — сказал заместитель генерального директора КРЭТ.

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик будет оснащен новым локатором, новым пилотажным комплексом со всеми самыми современными средствами навигации (в том числе самыми современными лазерными гироскопами), а также системами связи, датчиками, топливными приборами и системами индикации.

У самолета будет и новая система управления оружием — более точная навигация. «Для самолетов стратегической авиации исключительной характеристикой является его точное определение места положения. Где он находится в совершенно конкретный момент времени, в какой точке надо будет делать, как говорят летчики, «отцеп изделия», — объясняет Михеев. — Расстояния до объектов поражения уже будут измеряться многими тысячами километров. Поэтому чем точнее будет произведен «отцеп изделия», тем оно точнее будет доставлено к объекту удара. Это очень важно. Самолет стратегической авиации должен из любой точки планеты отправить боеприпас по назначению и с высокой точностью».

Возрастут не только боевые мощности «Белого лебедя», но и возможности машины по ее собственной защите. «Мы создаем на основании наших самых современных наработок принципиально новый бортовой комплекс самообороны или комплекс радиоэлектронной борьбы. С учетом тех заделов, которые у нас есть по ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации или Т-50, российский истребитель пятого поколения. — «Газета.Ru»), других средств защиты, мы делаем так, чтобы этот самолет был бы защищен по всем физическим полям как с земли, от зенитных ракетных систем, так и от всех типов перспективных авиационных средств поражения. В силу определенных причин мы не можем назвать заданные характеристики комплекса самообороны Ту-160М2. Но, поверьте, он сможет обеспечить практически 100-процентную защиту этого самолета».

Все оборудование для Ту-160М2 необходимо подготовить уже в следующем году, уточняет представитель КРЭТ.

Потом будет процесс установки. Затем испытания. «Пока все идет в соответствии с графиком, утвержденным Минобороны», — подчеркнул Михеев.

Перед КРЭТ стоит также задача устранить все проблемы, которые накапливались в течение длительного времени на уже существующих Ту-160, Ту-95 и Ту-22М3: заменить элементы бортового оборудования, срок службы которых уже истек.

В первую очередь производится замена продукции украинских предприятий, которые еще в советские времена участвовали в кооперации соисполнителей, уточняет Михеев.

«И ремонт этого оборудования невозможен, и документация практически утрачена. Мы украинские блоки снимаем и на их место ставим совершенно новые собственной разработки. Это не просто продление ресурса, это совершенно новые характеристики. Нет смысла повторять вещи тридцатилетней давности, поэтому мы ставим современное оборудование, которое выводит этот самолет на качественно новый уровень. Все шестнадцать Ту-160, которые стоят в программе, будут модернизированы», — подчеркивает специалист.

Аналогичная работа идет и по Ту-95, и по Ту-22М3. « хочет все машины дальней авиации привести к какому-то одному облику. В прежние времена самолеты дальней авиации (ДА) выпускались в течение длительного времени. Каждая из машин ориентировалась на выполнение конкретных задач. К примеру, нанесение ударов по морским радиолокационно-контрастным целям, ядерные удары стратегическими крылатыми ракетами, бомбардировки свободно падающими бомбами. Сейчас стоит задача подтянуть все машины ДА до некоего универсального облика, который включает в себя все составляющие возможного боевого применения», — говорит Михеев.

Ранее на каждый самолет отдельно ставились или блоки управления ракетами, или блоки управления бомбами. «Сейчас на их места ставятся цифровые блоки небольшого размера, которые сами определяют тип оружия, которое подвешено в бомболюках, — ракета это, или бомба, или какие-то другие средства поражения. В зависимости от этого соответствующим образом и планируется боевое применение. Все это будет осуществляться автоматически. Подвесили боеприпас, система его опознает, сравнивает его с поставленной задачей, при необходимости корректирует ее. На самом деле все, естественно, гораздо сложнее. Но сам принцип выглядит примерно так», — рассказал Михеев.

Модернизированные стратегические бомбардировщики уже есть в строю, но главные усилия промышленности сосредоточены на создании Ту-160М2.

О возобновлении производства модернизированных Ту-160 с новым вооружением, бортовой электроникой, комплексами связи и радиоэлектронной борьбы сообщил в 2015 году министр обороны . Передача этих машин в Вооруженные силы запланирована на 2023 год, пишет заместитель генерального директора ПАО «Туполев» по проектированию, научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам Валерий Солозобов в своей статье для журнала «Радиоэлектронные технологии».

По его словам, задачу укрепить авиационную составляющую стратегических ядерных сил России поставил лично президент России . Он также дал указания активизировать работу над перспективным комплексом дальней авиации (ПАК ДА) и модернизацией существующих ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС.

В условиях «антироссийской активности США и НАТО» дальняя авиация приобретает все более важное значение, считает и сам представитель ПАО «Туполев».

Основные усилия специалистов сейчас направлены на создание Ту-160М2. От своего предшественника машина сохранит только внешний вид, летные характеристики и аэродинамические свойства, а внутри станет абсолютно новой, подтверждает Солозобов.

Сохранение планера позволит резко сократить затраты времени и средств на длительные летные испытания. Осложняет процесс рабочая, конструкторская и технологическая документация для Ту-160, сохранившаяся на устаревших бумажных носителях. Создание современного самолета по такой технологии проектирования недопустимо, продолжает Солобозов. Это же касается и изготовления деталей планера.

«До начала 2000-х годов фюзеляж, крыло самолетов Ил-76 и Ан-124 штамповали на прессе, который в 1938 году купили в США, смонтировали на заводе в Химках, потом в Ташкенте, чтобы по лицензии выпускать DC-3 (американский ближнемагистральный транспортный самолет Douglas DC-3. — «Газета.Ru»)», — пишет заместитель гендиректора ПАО «Туполев».

Самыми насущными проблемами в создании Ту-160 для стали создание цифровой технологической и конструкторской документации и обучение рабочего и инженерно-технического персонала. За последние десятилетия в России были утрачены кадры рабочих высокой квалификации, напоминает Солобозов.

Для создания нового ракетоносца необходимо и переоснащение современным оборудованием и других предприятий, выпускающих комплектующие: двигатели, шасси, пневмо- и гидроагрегаты, другие приборы и электронику.

Над упорядочением и оцифровкой технической документации «Туполев» работает совместно с , ПАО «ТАНТК имени Г.М. Бериева» в режиме «виртуального КБ». «Впервые в отечественном авиапроме ведущие конструкторские школы Туполева, Яковлева, Бериева, Сухого, Микояна, Ильюшина успешно взаимодействуют в одной команде», — подчеркивает Солобозов.

Сейчас конструкторы «во всех часовых поясах России» работают над оцифровкой разных частей планера Ту-160.

На современном программном обеспечении создается около полумиллиона чертежей и конструкторской документации в 3D-формате. Отсутствие единого отечественного программного обеспечения в разных организациях, вошедших в «виртуальное КБ», серьезно осложнило работу. Пришлось создавать ПО заново, с привлечением российских IT-специалистов. В таких условиях только «с четвертой ревизии» удалось создать окончательную и полную версию проектных документов.

С таким заделом конструкторы «Туполева» теперь рассчитывают более оперативно наладить производство узлов и деталей Ту-160. Однако производить самолет без серьезной модернизации машиностроения невозможно, констатирует Солозобов. Он надеется, что задачи, поставленные для создания Ту-160М2, станут мощным стимулом для всей российской промышленности.

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец

Разработчик:

ОКБ Туполева

Производитель:

ММЗ «Опыт», КАПО

Главный конструктор:

Валентин Иванович Близнюк

Первый полёт:

Начало эксплуатации:

Эксплуатируется

Основные эксплуатанты:

ВВС России, ВВС СССР (бывший), ВВС Украины (бывший)

Годы производства:

Единиц произведено:

35 (27 серийных и 8 прототипов)

Стоимость единицы:

6,0-7,5 млрд рублей или $250 млн (1993 год)

Выбор концепции

Испытания и производство

Эксплуатация

Планы модернизации

Современная ситуация

Проекты модификаций

Конструкция

Общие особенности конструкции

Силовая установка

Гидросистема

Топливная система

Электроснабжение

Вооружение

Экземпляры

Технические характеристики

Лётные характеристики

На вооружении

Литература

В искусстве

(заводское обозначение: изделие 70 , по кодификации НАТО: Blackjack - рус. блэкджек ) - сверхзвуковойстратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах.

Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь».

История

Выбор концепции

В 1960-х годах Советский Союз развивал стратегические ракетные вооружения, в то же время США делали ставку на стратегическую авиацию. Политика, проводимаяН. С. Хрущёвым, привела к тому, что к началу 1970-х СССР располагал мощной системой ракетно-ядерного сдерживания, но стратегическая авиация имела в своём распоряжении лишь дозвуковые бомбардировщики Ту-95 и М-4, уже неспособные преодолеть противовоздушную оборону (ПВО) стран НАТО.

Считается, что толчком для разработки нового советского бомбардировщика послужило решение США разработать в рамках проекта AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft) новейший стратегический бомбардировщик - будущий B-1. В 1967 Совет Министров СССР постановил начать работы над новым многорежимным стратегическим межконтинентальным самолётом.

К будущему самолёту предъявлялись следующие основные требования:

  • дальность полёта на скорости 2200-2500 км/ч на высоте 18000 метров - в пределах 11-13 тыс. км;
  • дальность полёта на дозвуковом режиме на высоте и у земли - 16-18 и 11-13 тысяч километров соответственно;
  • самолёт должен был приближаться к цели на крейсерской дозвуковой скорости, а преодолевать ПВО противника - в сверхзвуковом высотном режиме или на крейсерской скорости у земли;
  • суммарная масса боевой нагрузки - до 45 тонн.

Проекты

К работам по новому бомбардировщику приступили ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. ОКБ Туполева ввиду большой загруженности привлечено не было.

К началу 1970-х оба ОКБ подготовили свои проекты - четырёхдвигательный самолёт с изменяемой геометрией крыла. В то же время, несмотря на некоторое сходство, они использовали разные схемы.

ОКБ Сухого работало над проектом Т-4МС («изделие 200»), сохранявшем определённую преемственность с предыдущей разработкой - Т-4 («изделие 100»). Было проработано множество вариантов компоновок, но в итоге конструкторы остановились на интегральной схеме типа «летающее крыло» с поворотными консолями сравнительно малой площади.

ОКБ Мясищева также после проведения многочисленных исследований пришло к варианту с изменяемой геометрией крыла. В проекте М-18 использовалась традиционная аэродинамическая схема. Прорабатывался также проект М-20, построенный по аэродинамической схеме «утка».

После того как в 1969 году ВВС представила новые тактико-технические требования к перспективному многорежимному стратегическому самолёту, к разработке также приступило ОКБ Туполева. Здесь имелся богатый опыт решения проблем сверхзвукового полёта, полученный в процессе разработки и производства первого в мире пассажирского сверхзвукового самолёта Ту-144, в том числе опыт проектирования конструкций с большим ресурсом работы в условиях сверхзвукового полёта, разработки теплозащиты планера самолёта и т. д.

Туполевцы первоначально отклонили вариант с изменяемой геометрией, поскольку вес механизмов поворота консолей крыла полностью устранял все преимущества такой схемы, и взяли за основу гражданский сверхзвуковой самолёт Ту-144.

В 1972 году комиссия рассмотрела представленные на конкурс проекты ОКБ Сухого («изделие 200») и ОКБ Мясищева (М-18). Рассматривался также внеконкурсный проект ОКБ Туполева. Членам конкурсной комиссии больше всего понравился проект ОКБ Мясищева, который в большей степени отвечал заявленным требованиям ВВС. Самолёт по своей универсальности мог применяться для решения разного рода задач, имел широкий диапазон скоростей и большую дальность полёта. Однако, учитывая опыт ОКБ Туполева по созданию таких сложных сверхзвуковых самолётов как Ту-22М и Ту-144, разработку стратегического самолёта-носителя поручили туполевцам. Все материалы для дальнейшего ведения работ решено было передать ОКБ Туполева.

Хотя проект ОКБ Мясищева в значительной мере повторял американский самолёт B-1, полного доверия у В. И. Близнюка и других разработчиков к нему не было, поэтому проектирование самолёта началось «с чистого листа», без прямого использования материалов ОКБ Мясищева.

Испытания и производство

Первый полёт прототипа (под обозначением «70-01») состоялся 18 декабря 1981 года на аэродроме «Раменское». Полёт выполнял экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Второй экземпляр самолёта (изделие «70-02») использовался для статических испытаний и не летал. Позднее к испытаниям присоединился второй лётный самолёт под обозначением «70-03». Самолёты «70-01», «70-02» и «70-03» производились на ММЗ «Опыт».

В 1984 году Ту-160 был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе. Первая серийная машина (№ 1-01) поднялась в воздух 10 октября 1984 года, вторая серийная (№ 1-02) - 16 марта 1985 года, третья (№ 2-01) - 25 декабря 1985 года, четвёртая (№ 2-02) - 15 августа 1986 года.

В январе 1992 года Борис Ельцин принял решение о возможной приостановке продолжавшегося серийного выпуска Ту-160 в том случае, если США прекратят серийное производство самолёта B-2. К этому времени было выпущено 35 самолётов. К 1994 году КАПО передало ВВС России шесть бомбардировщиков Ту-160. Они были дислоцированы на аэродроме Энгельс в Саратовской области.

В мае 2000 новый Ту-160 (б/н «07» «Александр Молодчий») вошёл в боевой состав ВВС.

Комплекс Ту-160 принят на вооружение в 2005 году. 12 апреля 2006 было объявлено о завершении государственных испытаний модернизированных двигателей НК-32для Ту-160. Новые двигатели отличаются значительно возросшим ресурсом и повышенной надёжностью.

22 апреля 2008 г. главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин сообщил журналистам о том, что ещё один стратегический бомбардировщик Ту-160 поступит в апреле 2008 года на вооружение ВВС РФ.

29 апреля 2008 г. в Казани состоялась церемония передачи нового самолёта на вооружение Военно-воздушных сил Российской Федерации. Новый самолёт получил имя «Виталий Копылов» (в честь бывшего директора КАПО Виталия Копылова) и включён в состав 121-го Гвардейского авиационного Севастопольского Краснознамённого тяжёлого бомбардировочного полка, базирующегося в Энгельсе. Планировалось, что в 2008 году будут модернизированы три строевых Ту-160.

Эксплуатация

Первые два самолёта Ту-160 (№ 1-01 и № 1-02) поступили в 184-й гвардейский тяжелобомбардировочный авиаполк в Прилуках(УССР) в апреле 1987 года. При этом самолёты передавались в строевую часть до завершения госиспытаний, что было обусловлено опережающими темпами постановки на вооружение американских бомбардировщиков B-1.

К 1991 году в Прилуки поступили 19 самолётов, из которых были сформированы две эскадрильи. После распада Советского Союза все они остались на территории Украины.

В 1992 году Россия в одностороннем порядке прекратила полёты своей стратегической авиации в удалённые регионы.

В 1998 году Украина приступила к утилизации принадлежавших ей стратегических бомбардировщиков на выделенные США средства по программе Нанна-Лугара.

В 1999-2000 гг. была достигнута договорённость, по которой Украина передала России восемь Ту-160 и три Ту-95 взамен на списание части долга по закупкам газа. Оставшиеся на Украине Ту-160 были утилизированы, кроме одной машины, которая приведена в небоеспособное состояние и находится в Полтавском музее дальней авиации.

К началу 2001 года в соответствии с Договором ОСВ-2 Россия имела в боевом строю 15 самолётов Ту-160, из которых 6 ракетоносцев были официально вооружены стратегическими крылатыми ракетами.

В 2002 году Минобороны заключило договор с КАПО на модернизацию всех 15 самолётов Ту-160.

18 сентября 2003 года при выполнении испытательного полёта после ремонта двигателя произошла катастрофа, самолёт с бортовым номером «01» разбился в Советском районе Саратовской области при заходе на посадку. Ту-160 упал на безлюдное место в 40 км от аэродрома базирования. На борту машины находились четверо членов экипажа: командир Юрий Дейнеко, второй пилот Олег Федусенко, а также Григорий Колчин и Сергей Сухоруков. Все они погибли.

22 апреля 2006 главнокомандующий дальней авиацией ВВС России генерал-лейтенант Хворов сообщил, что в ходе учений группа модернизированных самолётов Ту-160 проникла в воздушное пространство США и осталась незамеченной. Однако никаких объективных подтверждений данная информация не имеет.

5 июля 2006 на вооружение ВВС России был принят модернизированный Ту-160, который стал 15 самолётом данного типа (б/н «19» «Валентин Близнюк»). Переданный в боевой состав Ту-160 был построен в 1986, принадлежал ОКБ Туполева и использовался для проведения испытаний.

По состоянию на начало 2007 в боевом составе СЯС, согласно данным Меморандума о взаимопонимании, находилось 14 стратегических бомбардировщиков Ту-160 (один бомбардировщик не заявлен в данных СНВ (б/н «19» «Валентин Близнюк»)).

17 августа 2007 Россия возобновила полёты стратегической авиации в удалённых регионах на постоянной основе.

В июле 2008 года появились сообщения о возможном размещении на аэродромах Кубы, Венесуэлы и Алжиратопливозаправщиков Ил-78, а также о возможном использовании аэродромов в качестве резервных для Ту-160 и Ту-95МС.

10 сентября 2008 года два бомбардировщика Ту-160 («Александр Молодчий» с б/н 07 и «Василий Сенько» с б/н 11) совершили перелёт с места базирования в Энгельсе на аэродром Либертадор в Венесуэле, используя в качестве аэродрома подскокааэродром Оленегорск в Мурманской области. На части пути по территории России бомбардировщики-ракетоносцы сопровождались (в целях прикрытия) истребителями Су-27 Санкт-Петербургского объединения ВВС и ПВО, во время полёта надНорвежским морем российские бомбардировщики перехватили два истребителя F-16 ВВС Норвегии, близ Исландии - два истребителя F-15 ВВС США. Полёт от места промежуточной посадки в Оленегорске до Венесуэлы занял 13 часов. На борту самолётов нет ядерного оружия, но имеются учебные ракеты, с помощью которых отрабатывается боевое применение. Это первый в истории Российской Федерации случай использования самолётами Дальней авиации аэродрома, расположенного на территории иностранного государства. В Венесуэле самолёты совершили учебно-тренировочные полёты над нейтральными водами в акваториях Атлантического океана и Карибского моря. 18 сентября 2008 года в 10:00 по московскому времени (UTC+4) оба самолёта вылетели с аэродрома Майкетия в Каракасе, а над Норвежским морем впервые за последние годы совершили ночную дозаправку в воздухе от заправщика Ил-78. В 01:16 (по московскому времени) 19 сентября совершили посадку на базовом аэродроме в Энгельсе, установив рекорд длительности полёта на Ту-160.

10 июня 2010 года - Рекорд полёта на максимальную дальность установили два стратегических бомбардировщика Ту-160, сообщил в четверг «Интерфаксу-АВН» официальный представитель управления пресс-службы и информации Минобороны РФ Владимир Дрик.

Продолжительность полёта ракетоносцев превысила прошлогодний показатель на два часа, составив 24 часа 24 минуты, при этом дальность полёта составила 18 тыс. километров. Максимальный объём топлива при дозаправке составил 50 т, тогда как ранее - 43 т.

Планы модернизации

По словам командующего дальней авиацией России Игоря Хворова, модернизированные самолёты смогут помимо крылатых ракет поражать цели с помощью авиабомб, получат возможность использовать связь через космические спутники и будут обладать улучшенными характеристиками прицельного ведения огня. Ту-160М планируется оснастить новой системой вооружения, позволяющей применять перспективные крылатые ракеты и бомбовое вооружение. Полной модернизации также подвергнется радиоэлектронное и авиационное оборудование.

Современная ситуация

В феврале 2004 сообщалось, что планируется постройка трёх новых самолётов, самолёты находятся на стапелях завода, сроки поставки в ВВС не определены.

Проекты модификаций

  • Ту-160В (Ту-161) - проект самолёта с силовой установкой, работающей на жидком водороде. Также от базовой модели отличался размерами фюзеляжа, рассчитанного на размещение баков с жидким водородом. См. также Ту-155.
  • Ту-160 НК-74 - с более экономичными двигателями НК-74 (увеличенной дальностью полёта).
  • - проект тяжёлого истребителя сопровождения, вооружённого ракетами класса «воздух - воздух» большой и средней дальности действия.
  • - самолёт радиоэлектронной борьбы, был доведён до этапа изготовления натурного макета, и полностью определён состав оборудования.
  • - эскизный проект боевого авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Разработка началась в 1983, выпущен КБ «Южное» в декабре 1984 года. Предполагалось размещение 2 двухступенчатых баллистических ракет (1 ступень - твердотопливная, 2-я - жидкостная), массой 24,4 т на самолёте-носителе. Общая дальность комплекса предполагалась более 10 000 км. Боевая часть: 6 РГЧ ИН или моноблочная ГЧ с комплексом средств для преодоления ПРО. КВО - 600 м. Разработки были прекращены в середине 80-х годов.
  • - самолёт-носитель воздушно-космической жидкостной трёхступенчатой системы «Бурлак» массой 20 т. Предполагалось, что масса полезного груза, выводимого на орбиту, может достигать от 600 до 1100 кг, а стоимость доставки будет в 2-2,5 раза ниже, чем у аналогичных по грузоподъёмности ракет с наземным стартом. Пуск ракеты должен был выполняться на высотах от 9 до 14 км при скорости полёта носителя 850-1600 км/ч. По своим характеристикам комплекс «Бурлак» должен был превосходить американский дозвуковой стартовый комплекс, созданный на базе самолёта-носителя Boeing B-52 и ракеты-носителя «Pegasus». Основное назначение - восполнение группировки спутников в условиях массового уничтожения космодромов. Разработка комплекса началась в 1991, ввод в эксплуатацию планировался в 1998-2000 годах. В состав комплекса должен был входить командно-измерительный пункт на базе Ил-76СК и комплекс наземного обслуживания. Дальность полёта самолёта-носителя в зону пуска РКН составляет 5000 км. 19 января 2000 г. в Самаре ГНПКРЦ «ЦСКБ-Прогресс» и Аэрокосмическая корпорация «Воздушный старт» подписали соглашение о сотрудничестве по созданию авиационно-ракетного комплекса космического назначения (АРККН) «Воздушный старт».
  • - проект модернизации Ту-160, предусматривающий установку нового радиоэлектронного оборудования и вооружения. Способен нести обычное вооружение, например, 90 ОФАБ-500У, массой около 500 кг и сплошным радиусом поражения 70-100 м.

Конструкция

Общие особенности конструкции

При создании самолёта широко применялись апробированные решения по уже созданным в КБ машинам: Ту-144, Ту-22М и Ту-142МС, а часть систем и некоторые узлы и агрегаты перешли в Ту-160 без изменений. В конструкции широко применяются алюминиевые сплавы АК-4 и В-95, нержавеющая сталь, титановые сплавы ОТ-4 и ВТ-6, композиты.

Самолёт Ту-160 выполнен по схеме интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности, трёхопорным шасси, цельноповоротным стабилизатором и килем. Механизация крыла включает предкрылки, двухщелевые закрылки, для управления по крену применяются интерцепторы и флапероны. Четыре двигателя НК-32 установлены попарно в мотогондолах, в нижней части фюзеляжа. В качестве автономного энергоузла применяется ВСУ ТА-12.

Фюзеляж

Планер интегральной схемы. Технологически состоит из шести основных частей, от Ф-1 до Ф-6. В носовой негерметичной части установлена антенна РЛС в радиопрозрачном обтекателе, за которым следует негерметичный отсек радиооборудования. Центральная неразъёмная часть самолета длиной 47,368 м включает в себя собственно фюзеляж с кабиной экипажа и двумя грузоотсеками (отсеками вооружения), между которыми находится кессон-отсек центроплана и неподвижная часть крыла; гондолы двигателей и хвостовая часть фюзеляжа с килевой надстройкой. Кабина представляет собой единый гермоотсек, в котором, помимо рабочих мест экипажа, размещается различное электронное оборудование самолёта.

Крыло

Крыло на самолёте изменяемой стреловидности. Размах крыла при минимальной стреловидности составляет 57, 7 метра. Поворотный узел и система управления в общем аналогичны Ту-22М, но соответственно пересчитаны и усилены. Поворотная часть крыла переставляется по передней кромке с 20 до 65 градусов. Крыло кессонной конструкции, выполнено в основном из алюминиевых сплавов. По передней кромке установлены четырёхсекционные предкрылки, по задней - трёхсекционные двухщелевые закрылки. Корневая часть секции закрылка на поворотной части одновременно является гребнем, предназначенным для плавного сопряжения крыла с центропланом при минимальной стреловидности. Для управления по крену установлены шестисекционные интерцепторы и флаппероны. Внутренние полости крыла служат топливными баками.

На земле перестановка крыла на большие углы запрещена (без специальных приспособлений), так как из-за смещения центровки самолёт падает «на хвост».

Шасси

На самолёте трёхопорное шасси с передней и парой основных стоек. Передняя стойка расположена в носовой части фюзеляжа, в негерметичной нише под техотсеком и убирается назад по потоку. На передней стойке два колеса 1080×400 мм с аэродинамическим дефлектором, защищающем от попадания посторонних частиц (мусора) от колёс в воздухозаборники двигателей. Через нишу передней ноги, по наземному трапу, осуществляется вход в кабину экипажа. Основные стойки имеют трёхосные тележки с шестью колёсами 1260×485 мм на каждой. Они убираются в гондолы, назад по полёту, при этом укорачиваются, что требует меньшего внутреннего объёма отсеков. При выпуске стойки выдвигаются, одновременно смещаясь во внешние стороны на 60 см, увеличивая колею (что положительно сказывается на устойчивости при рулении). Сами отсеки основных стоек одновременно являются техотсеками для размещения различного оборудования. Колея шасси - 5400 мм, база шасси - 17880 мм. На передней стойке двухкамерный газомаслянный амортизатор, на основных стойках - трёхкамерные. Колёса передней стойки поворотные, с управлением от педалей путевого управления в кабине лётчиков.

Силовая установка

На самолёте установлены четыре двигателя НК-32, являющиеся дальнейшим развитием линейки НК-144, НК-22 и НК-25.

Конструктивно НК-32 - трехвальный двухконтурный двигатель, со смешением потоков на выходе и общей форсажной камерой с регулируемым соплом. Осевой трехкаскадный компрессор имеет пятнадцать ступеней и состоит из трех узлов: трёхступенчатого компрессора низкого давления, пятиступенчатого компрессора среднего давления и семиступенчатого - высокого давления. Разделение воздушного потока по контурам осуществляется за компрессором НД, отбор воздуха на самолётные нужды происходит за компрессором ВД. Камера сгорания - кольцевого типа, многофорсуночная с двумя пусковыми воспламенителями. В форсажной камере происходит смешение потоков и дожигание топлива на режиме форсажа. На коробке приводов установлен гидронасос, генератор постоянного тока и привод-генератор переменного трёхфазного тока. Раскрутка двигателя при запуске - от воздушного стартера.

Двигатели размещаются попарно в гондолах под фюзеляжем. Воздухозаборники прямоугольного сечения с вертикально расположенным регулируемым клином и шестью створками воздушной подпитки.

ВСУ ТА-12 обеспечивает самолёт электроэнергией и сжатым воздухом на земле, а также может использоваться в качестве аварийного источника энергии в воздухе на высотах до 7 км.

Гидросистема

На самолёте применяется четыре параллельно работающие гидросистемы высокого давления с давлением нагнетания 280 кг/см2, в качестве рабочей жидкости используется масло ИП-50. Гидропривод служит для перемещения управляющих поверхностей, взлётно-посадочной механизации и шасси. Гидронасосы установлены по одному на каждом двигателе, в качестве резерва применяются турбонасосные установки ВСУ.

Топливная система

Заправочная емкость топливных баков составляет 171000 кг. Каждый двигатель питается из своего расходного бака. Часть топлива используется для центровки. В носовой части установлена убирающаяся в полёте штанга топливоприёмника воздушной дозаправки.

Электроснабжение

На самолёте установлено четыре бесконтактных генератора постоянного тока и четыре привод-генератора переменного тока на двигателях. В качестве резервного источника на земле и в полёте используются генераторы ВСУ ТА-12.

Вооружение

Изначально самолёт планировался исключительно как ракетоносец - носитель крылатых ракет большой дальности с ядерными БЧ, предназначенными для ударов по площадным целям. В дальнейшем предусматривалась модернизация и расширение номенклатуры возимых боеприпасов.

Состоящие на вооружении Ту-160 стратегические крылатые ракеты Х-55СМ предназначены для поражения стационарных целей с заранее заданными запрограммированными координатами, ввод которых осуществляется в память ракеты перед вылетом бомбардировщика. Ракеты размещаются на двух барабанных пусковых установках МКУ-6-5У по шесть штук, в двух грузовых отсеках самолёта. Для поражения целей на меньшей дальности в состав вооружения могут входить аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15С (24 ракеты, по 12 на каждой МКУ).

Самолёт может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40000 кг) различного калибра, в том числе и ядерными, разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим вооружением.

В перспективе состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счёт введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколенияХ-555 и Х-101, имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов.

Пилотажно-навигационное, приборное и радиоэлектронное оборудование

На самолёте установлена электродистанционная автоматическая бортовая система управления с четырёкратным резервированием и дублированием механической проводкой. Управление самолётом сдвоенное, установлены не штурвалы, как принято на тяжёлых машинах, а ручки (РУС). По тангажу самолёт управляется при помощи цельноповоротного стабилизатора, по крену - флаперонами и интерцепторами, по курсу - цельноповоротным килем. Навигационная система двухканальная астроинерциальная - К-042К. Прицельно-навигационный комплекс «Обзор-К» включет в себя РЛС переднего обзора и оптико- телевизионный прицел ОПБ-15Т. Бортовой комплекс обороны «Байкал» имеет средства радиотехнического и ИК обнаружения угрозы, системы радиопротиводействия и отстреливаемые патроны-ловушки. Для работы с ракетным вооружением используется отдельная система (СУРО). Большинство оборудования самолёта комплексировано, в зависимости от решения текущей задачи.

Приборные панели экипажа оборудованы традиционными стрелочными приборами, (большей частью аналогичными тем, что использованы на Ту-22М), многофункциональные индикаторы на жидких кристаллах в самолёте отсутствуют. В то же время проведена большая работа по улучшению эргономики рабочих мест и сокращению количества приборов и индикаторов, в сравнении с рабочими местами экипажа Ту-22М3.

На приборной панели командира корабля установлены следующие приборы и индикаторы:

  • индикатор радиовысотомера А-034
  • авиагоризонт резервный АГР-74
  • индикатор радиомагнитный РМИ-2Б
  • индикатор положения ИП-51
  • индикатор вертикальных параметров ИВП-1
  • комбинированный прибор ДА-200
  • высотомер барометрический ВМ-15
  • индикатор скорости ИСП-1
  • указатель скорости комбинированный КУС-2500 или КУС-3 (в зависимости от года выпуска самолёта)
  • индикатор системы предупреждения об облучении РЛС

На приборной панели второго пилота установленны следующие индикаторы и приборы:

  • индикатор вертикальных параметров ИВП-1 или блок световой сигнализации (зависит от года выпуска самолёта)
  • индикатор скорости ИСП-1
  • указатель скорости комбинированный КУС-2500 или КУС-3 (зависит от года выпуска самолёта)
  • прибор командный пилотажный ПКП-72
  • прибор навигационный плановый ПНП-72
  • комбинированный прибор ДА-200
  • указатель высотомера УВ-2Ц или УВО-М1
  • индикатор радиовысотомера А-034.

Экземпляры

Большинство стратегических ракетоносцев Ту-160 имеют собственные имена. Бортовые номера самолётов, находящихся в строю ВВС, выделены жирным шрифтом.

Самолёты Ту-160

Примечание

первый лётный экземпляр

Проходил статиспытания, не летал

второй лётный экземпляр

первый серийный самолёт

второй серийный самолёт, потерян в аварии

третий серийный самолёт, на хранении в ЛИИ

19 (ранее 87)

«Валентин Близнюк»

«Борис Веремей»

ранее имел выставочный б/н 342, базируется в Жуковском

распилен в Прилуках в 1999 году, имея налёт менее 100 часов

«генерал Ермолов»

находился в Прилуках, предположительно распилен

находился в Прилуках, предположительно распилен

находился в Прилуках, предположительно распилен

находился в Прилуках, с 2000 года в авиационном музее в Полтаве

распилен в Прилуках

распилен в Прилуках

распилен в Прилуках

распилен в Прилуках

«Николай Кузнецов»

«Василий Сенько»

«Александр Новиков»

Прибыл в КАПО в 2011 г. для проведения контрольно-восстановительного обслуживания, планируется к сдаче МО РФ в 2012 году.

«Игорь Сикорский»

был перебазирован из Прилук в Энгельс, прежний б/н неизвестен

«Владимир Судец»

Проходит капитальный ремонт на КАПО.

«Алексей Плохов»

был перебазирован из Прилук в Энгельс, прошёл модернизацию

«Валерий Чкалов»

был перебазирован из Прилук в Энгельс

был перебазирован из Прилук в Энгельс

«Михаил Громов»

постсоветского производства, потерпел катастрофу в 2003 году

«Василий Решетников»

«Павел Таран»

Прошёл контрольно-восстановительное обслуживание в КАПО в 2011 году.

«Иван Ярыгин»

Прошёл контрольно-восстановительное обслуживание в КАПО в 2010 году.

«Александр Голованов»

Постсоветского производства, в 1995 году получил имя «Илья Муромец», в 1999 году переименован. Проходит контрольно-восстановительное обслуживание в КАПО, планируется к сдаче МО РФ в 2012 году.

«Илья Муромец»

Прошёл контрольно-восстановительное обслуживание в КАПО в 2009 году.

«Александр Молодчий»

Первый полёт в 1999 году, передан ВВС в 2000 году

«Виталий Копылов»

Последняя машина, выпущенная на КАПО в 2008 году.

Также по данным годовой бух.отчётности КАПО за 2011 год прошли капитальный ремонт и контрольно-восстановительное обслуживание следующие серийные номера Ту-160:

5-03 Прошёл капитальный ремонт в КАПО в 2009 году.

5-04 Прошёл капитальный ремонт в КАПО в 2011 году.

5-05 Проходит капитальный ремонт в КАПО, планируется к сдаче МО РФ в 2012 году.

6-01 Прошёл контрольно-восстановительное обслуживание в КАПО в 2008 году.

6-05 Проходит капитальный ремонт в КАПО, планируется к сдаче МО РФ в 2013 году.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

  • Экипаж: 4 человека
  • Длина: 54,1 м
  • Размах крыла: 55,7/50,7/35,6 м
  • Высота: 13,1 м
  • Площадь крыла: 232 м²
  • Масса пустого: 110000 кг
  • Нормальная взлётная масса: 267600 кг
  • Максимальная взлетная масса: 275000 кг
  • Двигатели: 4 × ТРДДФ НК-32
    • Тяга максимальная: 4 × 18000 кгс
    • Тяга на форсаже: 4 × 25000 кгс
    • Масса топлива, кг 148000

Лётные характеристики

  • Предельная скорость на высоте: 2230 км/ч (1,87М)
  • Крейсерская скорость: 917 км/ч (0,77 М)
  • Максимальная дальность без дозаправки: 13950 км
  • Практическая дальность без дозаправки: 12300 км
  • Боевой радиус: 6000 км
  • Продолжительность полёта: 25 ч
  • Практический потолок: 15000 м
  • Скороподъёмность: 4400 м/мин
  • Длина разбега/пробега: 900/2000 м
    • 1185 кг/м²
    • 1150 кг/м²
  • Тяговооружённость:
    • при максимальной взлётной массе: 0,37
    • при нормальной взлётной массе: 0,36

Сравнение Ту-160 с аналогами

Страна и название сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносеца

Внешний вид

Максимальная взлётная масса, т

Максимальная скорость, км/ч

3 200 расчетная)

Боевой радиус, км

Максимальная дальность, км

Рабочий потолок, м

56,7 (34 + 22,7)

Максимальная скорость, км/ч

Боевой радиус, км

Дальность с боевой нагрузкой, км

Максимальная дальность, км

Рабочий потолок, м

Совокупная тяга двигателей, кгс

Применение технологий снижения заметности

частично

Количество самолётов в строю

На вооружении

Состоит на вооружении

  • ВВС России - 16 Ту-160 стоят на вооружении 121-й гвардейского тбап 22-й гвардейской тбад 37-й воздушной армии Верховного Главного командования (аэродром Энгельс-2), по состоянию на 2012 год. До 2015 года будут модернизированы и отремонтированы все Ту-160 находящиеся в эксплуатации ВВС России, так же парк до 2020 года пополнится новыми типами стратегических бомбардировщиков.

Состоял на вооружении СССР

  • ВВС СССР - Ту-160 состояли на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году
  • ВВС Украины - 19 Ту-160 на вооружении 184-й гвардейского тбап на авиабазе Прилуки, по состоянию на 1993 год. Утилизировано 10 Ту-160, один Ту-160 передан в музей, остальные 8 были переданы России.

16 ноября 1998 года Украина приступила к утилизации Ту-160 по программе Нанна-Лугара (Nunn-Lugar Cooperative Threat Reduction). В присутствии американских сенаторов Ричарда Лугара и Карла Левина был разрезан Ту-160 с бортовым номером 24, выпущенный в 1989 году и имевший 466 часов налёта. Вторым был утилизирован Ту-160 с бортовым номером 13, построенный в 1991 году и имевший налёт менее 100 часов.

8 сентября 1999 года в Ялте был подписан межправительственное соглашение между Украиной и Россией про обмен 8 Ту-160, 3 Ту-95МС, около 600 крылатых ракет и аэродромного оборудования в уплату украинского долга за поставленный природный газ на сумму $285 млн.

5 ноября 1999 года Ту-160 с бортовым номером 10 стал первым, который перелетел в Россию, на авиабазу «Энгельс-2».

21 февраля 2000 года последние 2 Ту-160, проданные России, вылетели курсом на авиабазу «Энгельс-2».

30 марта 2000 года Ту-160 ВВС Украины с бортовым номером 26 перелетел в Полтавский музей дальней авиации. Впоследствии бомбардировщик был приведён в небоеспособное состояние. Это единственный Ту-160, который остался на территории Украины.

2 февраля 2001 года был разрезан десятый Ту-160, последний из стратегических бомбардировщиков ВВС Украины, которые должны были быть утилизированы по договоренности с США и РФ.

Литература

  • Гордон Е. Ту-160. - М.: Полигон-Пресс, 2003. С. 184. ISBN 5-94384-019-2

В искусстве

  • Документальный фильм из серии «Специальный корреспондент» «Белый Лебедь (ТУ-160)»
  • Документальный фильм из серии «Ударная сила» Фильм 15, «Воздушный терминатор (Ту-160)»
  • Художественный фильм «07-й меняет курс»
  • Телевизионный сериал «Спецназ». Серия: Взлетная полоса (используется борт с б/н 342 для доставки группы спецназа ГРУ из Санкт-Петербурга в Афганистан). Серия: Дыхание Пророка (Ту-160 с б/н 342, взлетев с авиабазы ВВС России в г. Псков наносит ракетный удар по секретной лаборатории Талибов в Афганистане)
  • В компьютерной игре Rise of Nations модель стратегического бомбардировщика азиатских стран основана на нем.